Приветствуем Вас, Гость Сегодня: Вторник, 23.04.2024

 

Последние новости:

Газета Лебяжского района Кировской области «Знамя Октября»

  

  

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · На главную страницу]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Форум » Лебяжье » История края » Общая история края (Историческое прошлое района)
Общая история края
АлексейДата: Среда, 13.04.2011, 08:40 | Сообщение # 16
Ранг - I
Группа: Читатель
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Спасибо! Я очень рад, что есть истинные патриоты Родной Земли! Желаю Вам удачи в Ваших изысканиях и буду надеяться, что когда нибудь Вы поведаете миру историю и моей любимой деревеньки.
 
ШурикДата: Среда, 13.04.2011, 20:14 | Сообщение # 17
Ранг - VI
Группа: Постоянный читатель
Сообщений: 151
Репутация: 3
Статус: Offline
Но говорят, нет пророка в своем отечестве.....

Шурик
 
ИванДата: Понедельник, 20.06.2011, 22:52 | Сообщение # 18
Группа: Гость





Очень интересный и познавательный материал! Спасибо! Есть несколько вопросов по своей малой родине! Возможна ли личная встреча?
 
ШурикДата: Воскресенье, 17.07.2011, 21:22 | Сообщение # 19
Ранг - VI
Группа: Постоянный читатель
Сообщений: 151
Репутация: 3
Статус: Offline
Возможна. Мой почтовый ящик : shura79-1979@mail.ru

Шурик
 
ШурикДата: Понедельник, 25.07.2011, 10:15 | Сообщение # 20
Ранг - VI
Группа: Постоянный читатель
Сообщений: 151
Репутация: 3
Статус: Offline
Д. Н. Казаков

Село Лаж и его церковь.

На солнце куполами глав
Горит в глухом селе церквушка.
Н. Рыжов.

Филипповское.

Как поселение, село Лаж возникло в давние времена, еще в 1665г. и называлось Филипповское, возможно с построением здесь храма или часовни, освященных в честь Святителя Филиппа, Московского Патриарха, хотя первые сведения о церкви села Лаж относятся только к 1757 г., весьма вероятно, что она имелась в нем и раньше.
Позднее село Филипповское было переименовано в Лажское по названию близ текущей речушки, название которой произошло от черемисского «куль муки» - «ляж». Можно предположить, что когда-то на месте села стояла марийская мельница, около которой стали селиться люди, а потом возникла и первая часовня (или церковь). И ведь действительно, в селе стояла очень древняя часовня, о времени построения которой никто в начале 20 века уж и не помнил.
В те давние времена, когда возникли на Вятской земле два таких крупных поселения как-Лебяжье и Лаж. вокруг последнего шумели густые .дремучие леса, которые первые поселенцы выжигали, расчищая место для поселений и посевов, отодвигая дальше от себя бор. в котором полно было самого хищного зверья. Свидетельством об этих временах осталось название нескольких деревень - Гари. По одним данным первопоселенцами здесь были беглые крестьяне из Владимирской области, по другим -- ссыльные сюда Петром Первым неугодные ему люди. Сохранилось предание, что последними была основана деревня Большие Гари (1), которая и стала самым древним поселением здесь, и лишь затем появилось село Филипповское. По архивным же данным деревня Большие Гари появилась на Лебяжской земле в 1674 г. (2), позднее Филшшовского.
«Вольница» существовала в Фплипповском недолго - уже к началу 18 века его жители были зачислены в разряд ясашных и стали находиться во введении Кукарского приказа (3); отныне за пользование государственной, точнее сказать «дворцовой» землей, находившейся во владении царского двора, лажцы обязаны были выплачивать в пользу последнего т.н. «оброк» - поставлять хлеб, продукты животноводства и пр., а также обязаны были обрабатывать «десятинную» (или государственную) пашню. С 1760-х годов натуральные выплаты были заменены денежными сборами, земельным налогом, который начислялся по числу душ мужского пола. Хотя «ясак» обязано было выплачивать коренное марийское население, платили его и русские поселенцы (4).
Достоверно известно, что первое упоминание о построении в селе Филипповском церкви относится к 1757 г.(5), когда в нем была построена деревянная церковь и освящена во имя св. Филиппа Митрополита Московского с приделом в честь св. Гурия и Варсонофия Казанских чудотворцев. Церковь та сгорела в том же году. Печальная участь ее преследовала, и последующие Лажские деревянные церкви - все они сгорали в пламени пожаров. Случайны ли были такие частые пожары, сейчас трудно утверждать, поскольку в крае было множество язычников и староверов, а может быть и потому, что стояли первые Лажские церкви на особо притягиваемом грозовыми молниями месте. Как знать...
Вместо сгоревшей церкви Казанское епархиальное начальство разрешило построить новую деревянную церковь с приделом и указом от 7 августа 1758 г. за № 672. В 1761 г. новая церковь была освящена, но 4 ноября 1764 г. сгорела. Притч с прихожанами вновь просит разрешение нового деревянного храма с освящением все тех же святых. Он был выстроен в 1767 году и также погиб в беспощадном пламени пожарища 22 декабря 1771 года. В 1773 г. было снова дозволено построить в селе новую деревянную церковь, на что была дана храмозданная грамота от 22 мая 1773 г. за № 880. 6 ноября 1796 г. сгорела и она. В 1797 г. Лажские прихожане вновь получили храмозданную грамоту на построение на этот раз временной небольшой деревянной церкви во имя св. Филиппа, а в 1805 г. -храмозданную грамоту от 16 декабря за № 8028 на построение каменного храма.
К этому времени Филипповское было уже значительным селом благодаря тому, что через него проходил торговый тракт из Уржума на Яранск (6). а с 1782 года в селе существовала хлопчатобумажная фабрика, основанная татарином Маматовым, выпускавшая ткани: кумач и пестрядь. Кроме ткацкой мастерской, фабрика была оборудована двумя сушильнями, двумя кладовыми и двумя амбарами (7). Ежегодно через село двигался проходом из Яранска на Уржум, следуя из губернской Вятки. Низовый Крестный ход. Все это привлекало в Филипповское торговый люд, ремесленников и мастеров; село строилось, росло и богатело, и значит, украшать его должна была уже не деревянная маленькая церковь, а просторный каменный храм.
Не удивительно, что строиться он стал на средства московского купца Чижова (8) и был построен за какие-то три года, с 1806 по 1809 годы, но внутреннее ею благоустройство затянулось на долгие годы. Гак, первый придел нового каменного храма - правая часть теплой церкви - был освящен 8 января 1811 г. в честь св. Филиппа. Только к 1828 г. был благоустроен и освящен холодный храм во имя Святой Троицы, а третий придел - левая часть теплой церкви был освящен в честь св. Гурия и Варсонофия Казанских чудотворцев лишь в 1832 г., т.е. два десятка лет в таком огромном храме служба проводилась лишь в его небольшой части - правом приделе теплой церкви. Не оглашал село и его окрестности в эти годы и колокольный благовест каменная колокольня строилась с 1833 по 1835 г.г. По местному преданию до самой вершины колокольни была насыпана гора из земли, по которой на лошадях завозился строительный материал, а после окончания строительства вся земля была развезена от храма на лошадях.
Однако достоверность этого предания вызывает большое сомнение, если посмотреть на высоченную колокольню Лажской церкви - слишком огромна, высока и крута должна была получиться гора из земли, а колоссальный труд по ее устройству и ликвидации можно сравнить со строительством древнейших сооружений, не слишком ли это был трудоемкий труд, чтобы построить какую-то колокольню, хотя возможностей древних русских мастеров не стоит недооценивать... Еще позднее, в 1865-1866 гл.. вокруг церкви была построена каменная ограда с железными решетками и двумя башнями-часовнями по фасаду. Храм был выстроен великолепнейший, став одним из самых красивых среди перквей благочинного округа, в состав которого он входил. И Лажский храм, и ею приход были такими значительными по размерам, количеству населенных пунктов в приходе и по богатству последнего, сравнимые только с храмом и приходом Лебяжья, что практически сразу после завершения строительства и переименования села, приход церкви с. Лаж стал на долгие годы центром местного благочинного округа, находясь как раз в центре его. который стал называться соответствующе - Лажским благочинием, а церковь получила название Троицкой.

Центр Лажского благочиния (Троицкая церковь).

Своего величия и внешнего великолепия Троицкая церковь не утратила и по сей день. несмотря на всю свою запущенность: строили-то наши предки на века, а не кое-как. Подъезжаешь ли к Лажу со стороны Лебяжья, идешь ли с Кузнецовского тракта - уже издали замечаешь обезглавленную верхушку высоченной колокольни зато внутри храма... Не осталось тут уже и ни росписей, и ничего другого, что когда-то составляло славу и богатство не только храма, но и всего огромного Лажского прихода.
О том, что представляло из себя когда-то роскошное убранство Троицкой церкви, могут поведать два архивных документа: «Клировая ведомость Троицкой церкви» и «Опись церковного имущества». Вчитаемся же с болью в сердце в то, что одни наши предки приобрели, умножали и берегли, ну а другие попросту это разграбили, сломали и сожгли.

«Клировая ведомость о Троицкой церкви с.Лаж...»за 1915 год. Церковь построена в 1805 году тщанием прихожан.
Зданием каменная, с таковою же колокольнею в одной связи, крепка, покрыта железом. Престолов в ней три:
а) в холодном храме - в честь Святой Живоначальной Троицы;
б) на правой стороне - во имя Св. Филиппа Митрополита Московского;
в) на левой стороне - во имя Св. Гурия и Варсонофия Казанских чудотворцев.
Утварью достаточна.
По штату в ней положено: три священника, диакон, псаломщик и две просфирницы. Жалованья им нет.
Другие источники содержания членов причта и количество поставляемого от нихД) дохода: добровольных сборов с прихожан, дающие в среднем от 25 до 30 рублей на долю священника.
Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным 4 десятины, пахотной 96 десятин, сенокосной, в расстоянии от 1 до 3 верст; всего сто десятин.
Качество церковной земли: неплодородная.
Средний доход ею приносимый: самими членами притча не обрабатывается, сдается иногда погодно в аренду, иногда земля пустует. Доход от нее на долю священника не превышает 30 рублей.
Дома для священноцерковнослужителей на церковной усадебной земле деревянные, собственные, 3. построен тщанием прихожан 4-ый, в 1882-1903 г.г. и составляют собственность церкви только последние 4 дома.
Другие здания, принадлежащие церкви: две небольшие каменные башни. 2 деревянных амбара и 2 лабаза, церковно-приходская школа помещается в одном из трех упоминающихся церковных домов, и другая в деревне, в церковном же доме.
Состояние домов:
а) церковные 1 ветх и 3 в удовлетворительном состоянии;
б) собственные притча- ветхи.
Расстоянием сия церковь от Консистории в 180 верстах, от местного благочинного села Кичминского в 19 верстах, от уездного города Уржума в 52 верстах.
Почтовый адрес церкви: Лажское почтовое отделение Вятской губернии.
Ближайшие к сей церкви: Казанская в 8 верстах, Кукнурская в 12 верстах, Кузнецовская в 17 верстах и Байсинская в 19 верстах.
Приписных к сей церкви церквей нет. часовен 4.
Домов кладбищенских и молитвенных домов, приписанных к сей церкви нет.
Опись церковного имущества заведена в году, хранится в целости, проверена в
1912 г.
Копии с метрических книг хранятся в целости с 1835 г.
Исповедные росписи хранятся в целости с 1835 г.
Книги до церковного круга подлежащие есть все.
В церковной библиотеке книг для чтения предназначенных 80 томов.
Церковные деньги в целости за ключом церковного старосты и печатью церковною.
Неподвижной суммы, состоящей в кредитных учреждениях. 506 руб. 4 коп., а билет находится в целости на имя церкви.
Преосвященный последний раз посетил приход в 1915г. (9)

Опись церковного имущества церкви с. Лаж за 1924 год.
Троицкая церковь Лажа в Византийском стиле, каменная, разделена на теплую и холодную, одноэтажная, трехпридельная, длиною 22 сажени, шириной 7 сажень и высотой с крестом 17 саженей, с колокольнею 22 сажени, покрытая железом, обнесена каменною оградою с железною решеткою.

Внутренность церкви. Алтарей 3.
Иконостасов, заполненных иконами 3.

I Предметы освященные.
Деревянные престолы 3.
Таковые же жертвенники 3.
I Антиминсы напрестольные 3.
Евангелие серебряное весом серебра до 3 фунтов 1.
Евангелие с верхней серебряной доской весом серебра до 1 фунта 1.
То же весом 1 фунт 48 золотников 1.
Евангелие в бархатном переплете 1.
Евангелие малого размера серебряное, вес 1 фунт 24 золотника 1.
То же весом 72 золотника 1.
То же весом 48 золотников 1.
Кресты напрестольные серебряные 9:
а) восьмиконечный позолоченный с влитым распятием вес 2 фунта 1;
б) вызолоченный с накладным под чернью распятием и таковыми же 4 клеймами весом 2
фунта 1;
в) вызолоченный с накладным финифтяным распятием и таковыми же 5 клеймами весом 1
фунт 1;
г) вызолоченный с влитым распятием и таковыми же 3 клеймами вес 1 фунт 12
золотников 1;
д) серебряно-позлащенный с накладным распятием и 4 клеймами вес 72 золотника 1:
е) малого размера с накладным распятием и 3 клеймами вес 72 золотника 1;
ж,з,и) малого размера вес 72 золотника 3.
Крест бронзовый малого размера 1.
Три комплекта сосудов, в состав каждого из них включены: потир, дискос, звездица, лжица. 2 тарелочки, ковшик для теплоты. Все серебряное вызолоченное:
а) комплект первый вес 5 фунтов 24 золотника:
б) комплект второй-весом 3 ф. 48 зол.;
в) комплект третий весом 2 ф. 24 зол.
Потир и лжица для приобщения больных серебряные вес 30 зол.1.
Ковчег в виде церкви серебряно-позлащенный 5 голов весом 6 ф. 1.
То же серебряно-позлащенный наверху со звездой с эмалевыми изображениями вес 5 ф. 5 зол. 1.
Ковчег металлический 1.
Дароносицы серебряно-позлащенные вес 1 ф. 18 зол. 3.
Сосуд для хранения мира серебряно-позлащенный вес 20 зол. 1.
Сосуд для хранения запасного агнца серебряный вес 1 ф. 54 зол. 1. Предметы освященные.
Иконы в серебряных ризах крупного размера 3:
а) Св. Троицы весом 11 ф.;
б) Божией Матери Ви лене кой 11 ф.;
в) Святого великомученика Пантелеймона в 10ф.
иконы серебряные малого размера, находящиеся на царских вратах 6 штук вес 28 зол. Иконы в металлических ризах 2:
а) Св.Филиппа:
б) Св.Гурия и Варсонофия.
Иконы живописной работы различного размера и наименований 89. Напрестольные кресты и иконы 10. Хоругви металлические 2. Хоругви красного сукна 2.
Паникадила металлические 4. Лампад мелких 19. Подсвечников 22. Кадила серебряные 3:
а) большого размера 1 ф. 12 зол.
б) среднего размера 1 ф.
в) малого размера 48 зол.
Кадила медные 2.
Сосуд для освящения хлебов медный посеребряный 1.
Даросушильня металлическая 1.
Сосуд для освящения налива, серебряный, вес 3 ф. 42 зол.
Медных венцов 6.
Плащаниц 2.
Облачения для престолов и жертвенников апплике парчевые комплект 4.
4 комплекта облачений для священников и диакона, годных к употреблению. 2 из коих
серебряной парчи 4.
3 ризы и стихарь черного плиса 1.
5 риз со стихарями, годных к употреблению 5.
Воздухов и покровцев 12.
Завес для царских врат 4.
Шелковых илитонов 4.

Остальные предметы:
Медных блюл 2.
Медная умывальница с таковым же тазом 1. Медные сосуды для освящения воды 4. Медная купель для крещения младенцев 1. Медных самоваров 2. Медных укропников 2. Комодов деревянных различной величины 7. Казематов 2.
Аналоев деревянных различной величины 11. Табуретов деревянных 8. Сундуков деревянных, обитых железом 2. Замков висячих 17. Железная решетка у всех 3 амвонов . Ковров суконных 3. Стенные часы одне.
Две шелковые дорожки различной длины и узора 2. Два тюлевых шерстяных ковра различного узора. Цветной персидский ковер 1.
Кафтан черного сукна форменный для церковного старосты 1. Железные ведра 1 пара.
Колокол большой воскресный вес 119 пудов 14 фунтов, с литыми изображениями Пресвятой Троицы, Николая Чудотворца, Благовещения, св. Филиппа. Колокол второй вес 59 пудов 29 фунтов, также с литыми изображениями. Колокол третий вес 32 иуда 18 фунтов.
Колокол четвертый 16 пудов 13 фунтов с литыми изображениями. Колокол пятый весом 5 пудов. Колокол малого размера 7. Парчи разного цвета и узоров 26 аршин. Сатину 10 аршин. Богослужебные книги (перечисление)
Книг церковной библиотеки разных названий до 1 тысячи; каталог имеется. Здания, принадлежащие церкви: 4 часовни. (10).
Вот такое роскошное убранство когда-то украшало Троицкую церковь - позлащенная утварь, десятки живописных икон (не считая великолепной стенной росписи), согни книг, позднее безжалостно разграбленное и варварски уничтоженное.
Выходил во время службы в сребропарчовой ризе батюшка - диакон, размахивая золоченым кадилом, разливая по храму дивный церковный запах, которое так ярко блестело в ярких солнечных утренних лучах, что слепило глаза богомольцев. заполнявших храм в один из прекрасных до-советских дней.


Шурик

Сообщение отредактировал шурик - Понедельник, 25.07.2011, 10:17
 
ШурикДата: Понедельник, 25.07.2011, 10:16 | Сообщение # 21
Ранг - VI
Группа: Постоянный читатель
Сообщений: 151
Репутация: 3
Статус: Offline
Село Лаж на заре XX века.

В начале 20 века село Лаж было хотя и небольшим по своим размерам, насчитывая всего 36 дворов, но обладало всеми необходимыми удобствами быта: в нем находились прекрасная по тем временам больница, почтовое отделение, несколько школ, торговые лавки, хлопчатобумажная фабрика и красивейшая церковь. И в этом население села не нуждалось в обременительных поездках в Лебяжье или Уржум. Оно было соединено отличным трактом с Уржумом и Яранском, который пролегал между двумя этими городками почти прямо, и посредине этой дороги находилось как раз село Лаж.
Подобно множеству других сел той поры, Лаж состоял в те далекие годы из нескольких улиц, застроенных одноэтажной деревянной застройкой.
Самые большие дома были у почтового работника Лобанова и священнослужителей. Это были добротные двухэтажные здания, но тоже деревянные. Село доходило до старых зданий больницы и школы, построенных земством в последней четверти 19 века и стоящих на самом краю села. В 1912 году в селе действовало потребительское общество, жили агроном и ветеринарный врач. (11). В Лажу работала даже своя библиотека -читальня имени Павленкова. Как и на каждую библиотеку Павленкова, действовавшую в уезде, в 1903 году на Лажскую библиотеку земская управа ассигновала 125 рублей, в добавление к средствам издателя. Павленковские библиотеки создавались в селах, где раньше таковых не имелось по условию завещателя, и комплектовались из книг самого Павленкова - творений лучших русских и зарубежных авторов, научно-популярной литературы, сказок народов мира. Библиотеки имени Павленкова являлись по сути своей очагами просвещения в деревенской глуши, вокруг которых формировалась культурная среда. (12).
Словом, по тем временам село Лаж было довольно передовым селом, имея практически все условия быта. Единственно, чего ему не доставало, это своего волостного правления. Оно являлось центром огромного прихода, но не центром волости. Центр волости находился в соседней большой деревне Кокши. по названию которой называлась и волость. Кроме с. Лаж в нее входило также село Казанское. В Кокшах же жил и земской начальник, управляющий государственными крестьянами, а вот кабинет полицейского пристава находился в с. Кичма (позднее он переместился еще дальше от Лажа - в Лебяжье), откуда он следил за порядком во всех волостях, находящихся на территории нынешнего Лебяжского района (13).
В престольные праздники - в Троицу, Часовный, Гурьев, Филиппов дни - на площади у церкви шумели - гудели базары, на которые съезжались жители всех ближайших деревень с товаром, который производили сами: лыками, горшками, корытами, ложками, чашками, лаптями, бочонками; торговали также мясом, зерном, мукой - продуктами своего хозяйства. Кроме крестьян, не забывали на праздник, сопровождаемый колокольным звоном, приезжать и торговцы из соседних городов: Уржума, Яранска. Вятки, Казани. Впрочем, и без них в Лажу жило немало своих торговцев, торговавших мануфактурой, бакалеей и водкой. Лаж и Кузнецово слыли торговыми селами(14). Откуда-то со стороны привозили в село карусель на потеху детворе; эту карусель привозили на престольные праздники и в другие села нашей округи - в Лебяжье, Ветошкино, Петровское. Кто-то предприимчивый смог в те годы сделать из этого неплохой заработок. Скорее всего, привозили эту карусель из уездного Уржума.
Простой народ очень любил эти празднества и как мог веселился, без излишнего винопития. Так, нарядно одетая молодежь ходила по площади с гармошками, пела частушки, плясала, водила хороводы. В хороводах парни приглядывали себе невест, но случались и драки (15). Существовал в Лажу интересный обычай целования невест по праздникам - парни подходили к девушкам и целовали их. Интересные упоминания об этом я нашел в рукописи уроженки Лажской стороны А.И.Печеикиной. Вот что она вспоминала на страницах своей рукописи: «пришла зима, 22 января праздник в Лажу престольный, базар. Я с сестрой приехала на базар. Коля уже был там, ходили с ним вместе. Когда молодежь собирается, на гармошке играют, ходят по базару. Коля с гармошкой. Их ребята тоже с нашими девчатами ходили... Пришла Пасха, в церковь ходили. Коля рано приехал, посидели, пошли на почту, увидела Нюрка, подбежала, хотела ругаться. Он взял ее за руку, увел на луга. Так отхлестал, еле она домой ушла. Она ему слово дала, что не будет ругаться. А тут не вытерпела. Утром Коля опять проводил меня от заутрени»(16). А зимой на длинные вечера молодежь «откупала» по обычаю какой-нибудь дом и собиралась туда на посиделки. Хозяева делали для гостей угощение -паренку из овощей, доставали припасенную с осени рябину, которая была зимой дорогим лакомством.
Ежегодно, в октябре, в село Лаж приходило два Понизовых крестных хода, шествовавших через всю губернию с чудотворными иконами с августа по ноябрь, дабы к ним мог приложиться каждый православный вятич. Один крестный ход шел из Вятского Успенского и Слободского Крестовоздвиженского монастырей, двигаясь через Лаж с запада на восток, из села Кукнурского в село Байсу, а другой - из Вятского кафедрального собора через Лаж обычно из Кузнецово на Байсу. И тот и другой крестные ходы приходили в Лаж незадолго один после другого, задерживаясь здесь на один день; нетрудно представить, какой праздник, какое торжество царило в селе при их приходе. Встречали и провожали их колокольным звоном...(17).
Однако, несмотря на приходы в село сразу двух крестных ходов, лажцы и сами нередко пускались в дальние путешествия по святым местам - на Соловки, Валаам и даже в Иерусалим, откуда возвращались не с пустыми руками! В 1994 году районная газета «Знамя Октября» публиковала рассказ Лажской школьницы Светланы Лаптевой о реликвии ее семьи - христианском крестике очень тонкой работы. Вот что рассказывала о нем Светлана на районной краеведческой конференции, проходившей в п. Лебяжье в конце апреля 1994 года: «...он достался мне от прапрабабушки по маминой линии. Трудно сказать, сколько лет крестику, кто мастер столь тонкой работы. Но можно предположить, что это конец 18 — начало 19 века. Моя прабабушка ходила в Иерусалим, затратив на это три года. Можете себе представить неграмотную деревенскую женщину, которая отважилась на такое путешествие в неведомые края, чтобы поклониться гробу Господнему? Сколько же было у нее мужества и терпения, целеустремленности! Наша семья очень бережет этот крестик, мы хотим сохранить его для потомков, как реликвию, освященную в святом для христиан месте». К этому рассказу добавлялось описание и самой священной реликвии: «Светлана показывает крестик размером со спичечный коробок, вырезанный из слоновой кости. В середине крестика сквозное отверстие с металлической каймой. С одной стороны вставлено увеличительное стекло. Если посмотреть в него на свет, то можно увидеть яркую картинку - иконку: Иисус Христос со священным писанием, приложив правую руку к груди, стоит на высоком берегу реки, рядом с хвойными деревьями; на заднем плане изображен храм; вверху и внизу иконки есть надписи, но их очень трудно разобрать, написаны они на древнем языке; имеется металлическое колечко для цепочки».(18)
Кроме черного и белого духовенства из губернской Вятки, посещавшего приходы Вятской глубинки вместе с крестными ходами, нередко посещал Лаж и такой высокий гость, как Епископ Вятский и Слободской, в честь приезда которого в селе устраивалось тоже большое торжество. Известно, что в начале 20 века Вятский Владыка был с визитом в Лажу 19 августа 1904 года и в 1913 году (19); в августе 1913 г. Преосвященный Пикон проезжал по епархии с обозрением некоторых церквей, расписание которого публиковалось в «Вятских епархиальных ведомостях», в т.ч. и храма с. Лаж. В тот день. 19 августа Владыка посетил села: Казанское, Кичму, Кукнур и лишь под вечер приехал в Лаж, где остановился на ночлег, а поутру выехал в с. Окунево. (20)
Мне удалось найти уникальное свидетельство о посещении Преосвященным Алексием. Епископом Вятским и Слободским, с аналогичным обозрением села Лаж в июне 1901 года по пути следования из Казанского в Кукнурское. Вот что сообщалось в подробном отчете обозрения об этом событии: «Каменный храм в селе Лаж тесен, содержится в чистоте. При входе в храм Владыку приветствовал речью священник Александр Овчинников. Преосвященный ответствовал ему и совершил молебен Пресвятой Троице и благодарственный по случаю выпавшего дождя. Священника Овчинникова Преосвященный обязал явиться в город Вятку для указаний как должно и возможно расширить местный храм, приказал перенести на другие места деревянные лавки, помещающиеся на юго-западной стороне церкви. В земском училище ученики отвечали совершенно удовлетворительно по Закону Божьему; законоучитель священник Николай Домрачев; в церковно-приходской школе ученики отвечали по всем предметам очень хорошо. Прихожанам и духовенству Владыка советовал расширить помещение этой последней школы или устроить для оной новый дом». (21)

О приходе села Лаж.

Как уже упоминалось, в приходе церкви села Лаж находилось когда-то 4 часовни. Самая древняя из них. наверное, находилась на краю села, на тракте из Уржума в Яранск. В конце 19 столетия никто из селян уже и не помнил, когда построили эту часовню и по какому случаю. С 1885 г. она была «возобновлена» с разрешения Епархиального начальства, но к 1914 году уже пришла в ветхое состояние. Часовня эта была деревянная, круглая, пятиугольная, небольшая, освященная во имя Святой Великомученицы Параскувы. Празднество в ней устраивалось один раз в год, в девятый пяток по Пасхе, но собрание народа, как сообщала «ведомость о часовнях» бывало очень незначительным.
Не менее древние часовни стояли в деревнях Часовня и Кокши. Время их основания к началу 20 столетия тоже было забыто, но народ помнил, что обе часовни перестраивались в 1814 г. (Кокши) и в 1817 г. (Часовня). В 1870 г. часовня в д. Часовня снова перестраивалась, а в 1889 г. с разрешения Епархиального начальства была вновь «возобновлена» и перенесена на средства местного населения на ключ. В 1879 г. была перенесена на другое место и часовня д.Кокши. а в 1890 г. была внутри оштукатурена на средства местных крестьян Андрея Окулова и Михаила Быкова. Обе старинные часовни были очень добротно построены и благоустроены благодаря неустанным заботам местных жителей; может быть, это были самые красивые и великолепные часовни во всем благочинии, хотя к 1914 г. тоже пришли в ветхость. Так часовня при одноименной деревне, освященная во имя Св. Филиппа, Митрополита Московского, была деревянной, обшита тесом и покрыта железом, а вокруг огорожена деревянной решеткой. Такой же вид имела и часовня д. Кокши. освященная во имя Великомученика Георгия Победоносца, только была оштукатурена внутри. Празднество при часовне д. Часовня совершалось раз в год, в Часовенный прадник 3 июля, а при часовне д. Кокши - 23 апреля и 26 ноября; из всех трех празднеств самым многолюдным являлось празднество 23 апреля при Кокшинской часовне, когда в реке Кокшинке купали коней, их освящал священник.
Самая последняя часовня в приходе, при починке Захарово, была построена в 1902 г. на средства местного жителя в память исцеления Государя Императора от болезни, освященная во имя Святого Николая Чудотворца и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. Это была деревянная восьмиугольная часовенка, покрытая железом. Празднества в ней устраивались два раза в год: 27 сентября и 5 декабря, но собрание народа было также незначительным.
Все четыре часовни, несмотря на внешнее благолепие, внутри имели очень скудное убранство, состоявшее, в лучшем случае, из нескольких икон. Три из них по ветхости были уничтожены в советское время, и лишь часовня при селе каким-то чудом смогла сохраниться до наших дней, находясь на территории ремпредприятия на ул. Зеленая с. Лаж, в которой в советские годы перебывали и клуб, и магазин, и склад. (22)
Приход церкви с. Лаж, насчитывающий в себе до 62 селений, был по территории и числу населенных пунктов вторым в благочинии после Лебяжского, в котором находились 89 селений. Только школ в нем насчитывалось до11, но несмотря на это, грамотность среди крестьян находилась на самом низком уровне. Упоминавшаяся ранее А.И.Печенкина вспоминала в своей рукописи о родном отце: «отец был неграмотный, ушел в армию, там научился писать и читать, сам стал письма писать. Его старшая дочерь была неграмотная, а вторая 4 класса кончила». (23) А житель д. Гаврюшата, в которой с 1910 г. стояла добротная кирпичная начальная школа, вспоминал, что «крестьяне были неграмотны, забиты, запуганы, ходили в церковь, платили туда подати. Против воли Божьей и думать боялись...Из-за того, что люди здесь были очень забиты, неграмотны, религиозны - они не выступали против помещиков и кулаков».
В начале 20 века, до февральской революции 1917 года, в Лажском приходе существовало три типа школ - церковные, земские, министерские в следующих населенных пунктах:
Церковно-приходские - с. Лаж, д. Индыгойка;
Земские - с. Лаж, д. Марьята, д. Кокши, д. Беляши, д. Шои;
Министерские - д. Мошкино, д. Захарово, д. Гаврюшата. д. Сеничи (список 1915 года) (24)
Из всех 11 школ, пожалуй, лучше всех было благоустроено Лажское двухклассное земское училище с пятилетним сроком обучения; учились в нем только мальчики, и не только из Кокшинской волости, но и из соседних. Выпускник этой школы 1914 г. • М.П.Шамов вспоминал в письме: «учились в нем ребята из разных волостей: Кокшинской, Кукнурской, Байсинской, Буйской, Кузнецовской». В 1913 г. в училище обучалось 99 учеников. Здание училища, построенного земством на краю села, оценивалось в 3500 рублей; оно имело корпус служб (дровяник, хлев, колодец), забор с воротами и даже свой участок земли. (25)
В училище преподавало 4-5 учителей. Одним из самых знаменитых учителей был Александр Михайлович Васнецов (1860-1927), родной брат художников Виктора и Аркадия Васнецовых. Он преподавал здесь с 1897 по 1901 гг., приехав в Лаж из с. Шурмы, где также преподавал несколько лет, и нередко назывался в числе лучших учителей уезда «за усерднейшую деятельность». Автору этих строк посчастливилось найти в «Журналах Уржумского уездного земского собрания 34-й сессии» за 1900 год ходатайство учителя Васнецова «о пособии на обучение в Вятскую фельдшерскую школу крестьянского мальчика Кокшинской волости Филиппа Банникова». Земство разрешило выдать Лажскому Филиппку пособие в размере 36 рублей, но с возвратом. (26) В 1901 г. Александр Михайлович навсегда покинул Лаж, переехав с семьей в г. Вятка.
Не менее хорошие школы были отстроены земством и в деревнях прихода. Так выпускница Большегаринской школы А.Новоселова в июне 1989 г. вспоминала о ней на страницах районной газеты: «А какая красивая у нас была школа. Ее строили наши деды. Деревянная, с широким светлым коридором, с огромными окнами. А около школы был садик с аллеями, как в нем было уютно, красиво! Все перемены мы проводили там». (27) К этому остается добавить, что школа в этой деревне была построена в начале 20 века.
В деревне Гаврюшата, где с 1910 г. стояла кирпичная начальная школа, земство планировало построить в 1915 г. более добротное каменное училище в трех комплектах, на что рассчитывалось израсходовать 15768 рублей. (28) И это в то время, когда в самом Лажу стояло деревянное здание школы! В расчетах по школьному строительству, вплоть до 1923 г. здание в с. Лаж заменять на кирпичное не планировалось. К сожалению. из-за грянувшей войны и затем «смутного времени», новая школа в Гаврюшатах так и не появилась.
Отдельно хотелось бы сказать и о церковных школах, которых в приходе Троицкой церкви было две: в Лажу и Индыгойке. Интересно, что в д. Большая Индыгойка церковная школа появилась раньше, чем в Лажу . (29) Обе школы отличались и по составу учеников - в Лажу была мужская школа, а в д. Индыгойка - смешанная. В Лажской школе обучалось в разные годы от 20 до 50 учеников. Она помещалась в церковном доме, и на содержание ее отпускалось от церковно-приходского попечительства до 200 рублей. (30) При этой же школе возникла и первая в Лажу библиотека, которой пользовались ученики и духовенство.
В д.Индыгойка церковная школа размещалась в двух домах, принадлежащих церкви. На содержание ее отпускалось от Уржумского уездного отделения 70 рублей в год. Известно, что в 1915 году в ней обучалось 24 мальчика и 7 девочек. В 1917 г. заведующей этой школы состояла Беляева Александра Павловна. (31)
События начала 1917 года повлекли за собой сокращение числа школ - все школы были переданы в ведение земства, часть их была закрыта. Закрылась и Индыгойская школа, а в Лажской церковной школе в это время преподавал только один учитель, а преподавателя Закона Божьего не имелось. Школа не входила в школьную сеть и получала кредит из казны в размере 360 рублей на жалование учителю. (32) Закрылись школы в деревнях Марьята и Шои.
В 1917 году в приходе церкви с. Лаж действовали такие такие училища и преподавали такие учителя: д • Беляши-Быковское
Панова Валентина Андреевна - заведующая
Чернова Мария Петровна
Гаврюшатское
Рублева Варвара Герасимовна - заведующая
Стародубцева Елена Ивановна
Захаровское
Хорошавина Юлия Григорьевна - заведующая
Мещерякова Фаина Ивановна
Лажское двухклассное
Горева Александра Михайловна - заведующая
Емельянова Любовь Васильевна
Домрачева Зинаида Николаевна
Бадьина Надежда Николаевна
Мошкинское
Сбоева Анастасия Герасимовна - заведующая
Ворончихина Мария Федоровна
Мамаева Параскева Андреевна
Пизинер-Шойское
Родыгина Анна Ильинична - заведующая
Исакова Мария Васильевна
Ермиловское
Зубарева Зоя Николаевна
Попов Тимофей Степанович - заведующий
Кокшинское
Попова Надежда Ивановна - заведующая
Градова Екатерина Михайловна (33)
Из этого списка примечателен тот факт, что из 19 лажских учителей только один был мужчина, остальные - женщины, в т.ч. дочери священников. О том. как учили раньше в начальной школе, мне удалось получить представление, когда мне подарили записанные на аудиокассете воспоминания уроженки д. Мошкино Матрены Яковлевны Казаковой (1909-1990), окончание учебы которой пришлось как раз на первый революционный год. Вот что она рассказывала:
«- все учились, приходили в школу, приходили на молитву. В самом углу у нас была икона прибита святого. Учительница на каждую молитву зажигала свечку. Мы пели все молитву, и не одну - «царю небесный», «отче наш», «царь-царица». Один читает, другой читает с молитвословом, а мы пели - первый, второй, третий классы: большущие были классы. Он читает стихи которые, мы молитву споем, он опять читает. А другой читает «Евангелие», ну как читает молитву. 5-6 минут читает или 10. На слове 15 он он оборачивается сюды - «Боже царя храни». Мы к молитве привыкли все. Все нас гоняли говеть. В субботу утром на молебен в село, в церковь. Все в церковь идут. Обедня отойдет все по квартирам. Вечером опять все в церковь. Вечером все в церковь сходят, помолятся и только потом идут домой. На другой день встают, рано обедня отходит. Как обедня отойдет, к причастию всех принимают, ученики, школьники. Все шли домой. Каникул раньше не было, не учились с мая месяца: которых учителя на работу отпущали».
Кроме православных, в приходе села Лаж было очень много язычников и старообрядцев. В 1912 году православных прихожан в приходе насчитывалось 5096 м.п. и 5580 ж.п.. а старообрядцев 229 м.п. и 232 ж.п. У старообрядцев имелась своя моленна при починке Березино, существовавшая там с 18 века. (34) По воспоминаниям жителей с. Лаж. деревянное здание старообрядческого храма в советские годы использовались под хозяйственные нужды, и затем он был снесен по ветхости. Недалеко от злого храма находилось и старинное старообрядческое кладбище, так укромно спрятанное от чужих глаз, что не каждый сможет найти даже признаки этого кладбища. Однако редкие счастливчики, кому удавалось случайно найти это кладбище, затерянное в глухом лесу, рассказывают, что на нем очень много старинных мраморных надгробий и невольная жуть охватывает одинокого путника, забредшего в это мрачное место...
В противовес расколу Лажские православные пастыри в свое время для борьбы с ним постарались открыть в приходе церковную школу в д. Чернушка. В 1901 году состоялся съезд миссионерского общества второго благочинного округа, на котором, в частности, решено было «открыть церковную школу в д. Чернушка прихода села Лаж которое тоже с раскольничьим населением». (35) Кроме этой школы, с ноября 1892 г. существовала миссионерская школа для черемис в д. Часовня. (36) Однако, несмотря на работу этих них школ, староверчество и язычество упорно уживались в Лажском приходе вместе с Православием, и лишь к концу 20 столетия, когда на смену всем трем «верам» пришло массовое безбожие, и то и другое, и третье постепенно изжили себя, и лишь старинная, никому ненужная красавица-церковь да такое же заброшенное староверческое кладбище напоминают до сих пор о былых, прекрасных днях давно ушедшей старины.
16 ноября 2004 года
пгт Лебяжье

Источники и уточнения.
1. Юбилейный альбом Лажской средней школы № 17. Лебяжская районная библиотека. 2.
3. Анна Мошкина «Своя судьба, своя история». Газета «Знамя Октября» № 100 от 19.08.04
4. Из истории Кукарского приказа и «дворцовых земель»: сборник «Слобода Кукарка - город Советск - 400 лет», с. 8, г. Советск 1994.
5. Здесь и далее: «Церкви», Т.Бушмелева, 1 января 1994г, газета «Знамя Октября», пгт. Лебяжье 1994
6. На этом тракте периодически производились дорожные раооты. Известно, что в 1913 году проводились дорожные работы по Яранскому тракту до с. Лаж («Журналы Уржумского уездного земского собрания за 1913 год»)
7. Анна Мошкина «Своя судьба, своя история». Газета «Знамя Октября» № 100 от 19.08.04
8. О строительстве Лажской церкви: Анна Мошкина «Своя судьба, своя история». Газета «Знамя Октября» № 100 от 19.08.04
9. ГАКО ф 237 оп 70 д. 1535, лл 523-524
10. ГАКО «дело о передаче имущества». ГАКО ф 1258 оп 1 д 1211 лл 1-4
11. Но данным «Журналов Уржумского уездного земского собрания» за 1912 г. (Уржумская районная библиотека). В них, в частности упоминаются имен;'. представителей первой Лажской интеллигенции: агроном Иван Сергеевич Буторин и ветврач Дмитрий Степанович Одинцов.
12. О первых библиотеках: альманах «Уржумская старина» №4 – 1991, с. 21-22, г.Уржум
13. По данным «Памятных книжек Вятской губернии».г. Вятка 1900 1910 гг г
14. Юбилейный альбом Лажской средней школы №21, 1995 г. Лебяжская районная библиотека.
15. Юбилейный альбом Лажской средней школы №21, 1995 г. Лебяжская районная библиотека. Анна Мошкина «Своя судьба, своя история». Газета «Знамя Октября» № 100 от 19.08.04
16. Рукопись А.И.Печенкиной «Моя нелегкая жизнь». Лебяжский краеведческий музей.
17. О крестных ходах: по данным ежегодных расписаний крестохождений. публиковавшихся в «Вятских епархиальных ведомостях».
18 «Расскажут экспонаты» - газета «Знамя Октября 14 мая 1994 года
19. «Клировые ведомости о Троицкой церкви с. Лаж» за 1904 и 1913 гг. ГАКО ф 237оп70д 1524 и 1533
20. «Порядок обозрения Преосвященным Никоном, епископом Вятским и
Слободским некоторых церквей епархии: с 8 по 24 августа 1904 г.» «Вятские епархиальные ведомости» №15 за 1904 г., с. 390-392, Вятка 1904 г.
21. ГАКО ф 237 оп 76 д 1154 лл 1-26
22. О Лажских часовнях: «ведомость о часовнях» за 1914 год, ГАКО ф 237 оп 70 д 1534 лл 464-465: В. Сюксин «Лажские часовни», газета «Знамя Октября» за 25 мая 2004 года.
23. А.И.Печенкина «Моя нелегкая жизнь», рукопись, Лебяжский краеведческий музей.
24. «Клировая ведомость о Троицкой церкви с. Лаж» за 1915 г., ГАКО ф 237 оп 70
д 1535 лл 523-524
25. По данным «Журналов Уржумского уездного земского собрания» за различные годы (Уржумская районная библиотека).
26. Из «списка лиц, предоставивших заявления и ходатайства в Уржумское уездн собрание 34-й очередной сессии». «Журналы Уржумского уездного земского собрания»за 1900 г. г.Уржум 1900 г.
27. А Новоселова «Снится мне деревня». Газета «Знамя Октября», июнь 1989 г.
28. Из «примерного списка школьных пунктов , в которых предполагается строит собственные здания в период с 1914 по 1923 гг.» «Журналы Уржумского уездного земского собрания» за 1913 год (Уржумская районная библиотека).
29. Материал В.С.Роженцова «Грамотность и образование в дореволюционный период». Лебяжская районная библиотека.
30. ГАКО ф 237 оп 70 д 1535 лл 523-524.
31.0 перемещениях и назначениях учителей Уржумского уезда в 1917 г. ГАКО с
1016 оп 1 д5лл 63-65
32. Список церковных начальных школ, включенных в школьную сеть «Уржумского уезда по состоянию на август 1917 г.» ГАКО ф 1016 оп 1д 6 л 1
33. Списки училищ и учителей Кокшинской волости в 1917 г. ГАКО ф 1016 он 1 5 лл 50-62
34. Шабалин В. "Статистическое описание Вятской Губернии" 1912 г - Вятка
35. «Вятские епархиальные ведомости» № 6 за 1901 г., с. 321 г. Вятка 1901 г.
36. Материал В.С.Роженцова «Грамотность и образование в дореволюционный период». Лебяжская районная библиотека.


Шурик

Сообщение отредактировал шурик - Понедельник, 25.07.2011, 10:18
 
ШурикДата: Понедельник, 25.07.2011, 18:49 | Сообщение # 22
Ранг - VI
Группа: Постоянный читатель
Сообщений: 151
Репутация: 3
Статус: Offline
Дополнение.

Деревни Кокшинской волости. 1870-е гг.

Починок Бахтин при р.Кокше в 8 верстах от волостного правления, 7 дворов
Кокши : деревня при р Кокше, в 33 верстах от становой квартиры, 64 двора, имеется питейный дом, 63 двора крыты деревом, 1 соломой. Базары бывают и продажи по 1 дню 23 сентября и 26 ноября
д.Гаврюшата : при р.Песемерке, в 7 верстах от волостного правления, 27 дворов, крыты деревом
д.Шои (Пизинерское) : при р.Ляжу, 7 верст, 47 дворов, крыты деревом, 2 кузницы, 1 кожевенное
д.Шошина Поляна : 6 дворов, 1 красильное заведение.
д.Мошкино (Шапшанерь) : починок при р.Ляжу, 37 дворов, крытых деревом, 1 запасной хлебный магазин, 2 кузницы, 2 красильных.
с.Филипповское (Ляж) : село при р.Ляжу, 36 верст от становой квартиры, 3 от волостного правления. 34 двора, крытых деревом, земское училище в деревянном доме, 3 спичечные, фруктовые лавки, 3 питейных дома. Торжки бывают по воскресным дням, базары по 1 дню в храмовые праздники.

ГАКО ф 574 оп 1 д 773 лл 3, 32, 73, 100, 111.

Село Лаж по описанию Вятского статкомитета в 1873 г.

1. Село Лажское находится при р.Ляж

2. Жителей в селе м.п. – 104 души, женского – 133

3. Каменных домов в селе нет, деревянных 37

4. Кроме земледелия некоторые из жителей занимаются плотничьими работами

5. Фабрик и заводов в селе нет

6. Земское училище : в нем обучается 50 мальчиков и 2 девочки и церковно-приходская школа, в ней обучаются 12 мальчиков и 5 девочек

7. Волостное правление не при селе

8. Церковь каменная с 3 приделами (описание их). Часовен, приписанных к церкви – 2.

9. Однодневные торжки бывают : в Троицын день, 9 января, 3 июля и 4 октября. Продаются : в немалом количестве соль, рыба, до 5 лиц торгуют чаем и сахаром, от 10 до 15 лиц – красным товаром ; продается : крестьянская обувь, конская сбруя, деревянная, железная и глиняная посуда, разные льяные и железные изделия, и прочие произведения местной промышленности, хозяйства и ремесла, необходимого в домашней жизни.

10. Питейное заведение в селе одно.

ГАКО ф 574 оп 1 д 480 л 565


Шурик

Сообщение отредактировал шурик - Понедельник, 25.07.2011, 18:50
 
ГостьДата: Воскресенье, 21.08.2011, 15:14 | Сообщение # 23
Группа: Гость





Есть фотографии Гаврюшатской школы, той самой каменной 1910 года постройки. Нужны???? Надо вставить в текст.

Добавлено (21.08.2011, 15:14)
---------------------------------------------
Есть фотография церкви в с. Лаж, старая.

 
ШурикДата: Понедельник, 22.08.2011, 08:34 | Сообщение # 24
Ранг - VI
Группа: Постоянный читатель
Сообщений: 151
Репутация: 3
Статус: Offline
Не нужно, а надо что бы все могли посмотреть и полюбоваться.

Шурик
 
Dreamer_SamДата: Вторник, 22.05.2012, 00:39 | Сообщение # 25
Ранг - I
Группа: Читатель
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Нужна помощь в поиске информации о д. Индыгойка, история, легенды, вообщем все. Буду ждать ответа)
 
ШурикДата: Вторник, 22.05.2012, 07:49 | Сообщение # 26
Ранг - VI
Группа: Постоянный читатель
Сообщений: 151
Репутация: 3
Статус: Offline
Напишите мне на ящик, пришлю

Шурик
 
ШурикДата: Вторник, 04.09.2012, 20:48 | Сообщение # 27
Ранг - VI
Группа: Постоянный читатель
Сообщений: 151
Репутация: 3
Статус: Offline
Если кому интересно, разместил на своем сайте множество своих публикаций, посвященных истории Лебяжского края и публиковавшихся в газете "Знамя октября" в последние 12 лет - http://urzhum-uezd.ortox.ru/sela_i_khramy_:_avtorskie_raboty

Шурик

Сообщение отредактировал Шурик - Среда, 05.09.2012, 04:46
 
svissДата: Воскресенье, 28.10.2012, 12:37 | Сообщение # 28
Группа: Гость





ожегов-тренд района
 
FenorielДата: Среда, 05.08.2015, 12:43 | Сообщение # 29
Ранг - I
Группа: Читатель
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Вот подборка книг по истории, надеюсь здесь вы найдете искомое http://history-library.com/index.php?id1=3&category=istoriya-rossii
 
Форум » Лебяжье » История края » Общая история края (Историческое прошлое района)
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:

 

Гл. редактор

Адрес редакции:

Телефоны:

Г.В. Вараксина.

613500, пгт Лебяжье Кировской области,
ул. Комсомольская, 5, каб. 217, каб. 223, каб. 224.

www.znamya.ucoz.ru

E-Mail - Pressleb@rambler.ru

Гл. редактор - 2-05-51
Менеджер по рекламе (тел./факс) - 2-01-77
Корреспонденты - 2-05-42
Компьютерный набор, вёрстка - 2-01-77

Copyright Редакция газеты «Знамя Октября»© 2010-2024 | Хостинг от uCoz

Web-дизайн: Alex Spacon, Alex_Spacon@pochta.ru