Максим Горький назвал своими «университетами»
перипетии его жизненного
пути.
Я же с уверенностью говорю так о двух днях фестиваля СМИ «На семи холмах. Вятка-2010», состоявшегося в минувшие
четверг-пятницу в областном центре. Потому что по объему и качеству знаний, полученных на семинарах и мастер-классах фестиваля, позитивному эмоциональному
настрою, генерировании идей вряд ли можно найти что-то равнозначное. Двухдневный
журналистский форум стал не только профессиональной учебой, интереснейшим
общением с коллегами и мэтрами российской журналистики, но и настоящим
праздником.
Праздник начался еще в четверг утром, когда глава департамента
информационной работы Елена Урматская, открывая фестиваль, искренне сказала: «Я
очень рада видеть всех!» Праздник
продолжился, когда секретарь Союза журналистов России Владимир Касютин, делая
обзор районных и областных газет, похвалил лебяжскую газету «Знамя Октября»!
Апофеозом праздника стало награждение лучших СМИ, и в их числе – газеты «Знамя
Октября»! И, конечно, настоящим праздником души стал спектакль областного
драматического театра «Бабочки свободны» - нерв от начала до конца.
И даже губернатор Никита Белых за границей скучал по фестивалю. В своем
Твиттере он написал: «Передайте журналистской общественности, что я грущу о них
в аэропорту Копенгагена».
Звездный состав
гостей фестиваля обещал
интереснейшие встречи. Так и вышло. На семинаре «Репутационные проблемы
журналистики в условиях информационного общества» известный телеведущий Лев
Новоженов легко и непринужденно вместе с аудиторией искал и находил ответы на
главные вопросы журналиста.
Журналист НТВ Антон Хреков также не
стал читать лекцию, а вовлек зал в дискуссию: как должен работать журналист –
показывать жизнь, какая она есть (что бывает скучно) или «окошмаривать»
ситуацию, что приносит большие рейтинги.
Но, несомненно, первый день форума
был силен Владимиром Касютиным. До обеда он провел мастер-класс «Местные СМИ:
модель настоящего и будущего». После обеда, разрываясь между дискуссионными площадками
(а их работало сразу несколько), мы все-таки снова выбрали Владимира
Леонидовича и пошли на его «круглый стол» под названием «Трансформация моделей
СМИ как ответ на вызов глобализации». И не пожалели.
Как уже замечено, губернатор очень
хотел быть на фестивале. Никита Юрьевич прислал свое приветствие. Он пожелал
участникам и гостям плодотворной работы и успехов, а также отметил, что
«фестиваль вятских СМИ вызывает большой интерес у специалистов из разных
регионов России. И это, я считаю, является как показателем высокого
профессионального уровня самого фестиваля, так и роста внимания к Кировской
области в целом».
Пятый фестиваль СМИ побил все
рекорды посещаемости: более 300 журналистов захотели принять в нем участие. Пишущая братия уже не вмещается в здания, где
фестиваль проходил в прежние годы.
- Это говорит об интересе к
профессии журналиста, о том, что мы тянемся к знаниям, - подчеркнула Елена Урматская, - а также о том, что у
вятской журналистики есть будущее, и это будущее счастливое.
- Работать в журналистике и быть журналистом –
это не одно и то же, - сказал председатель Кировского отделения Союза
журналистов России, главный редактор газеты «Вятский край» Василий Смирнов. И ему можно верить.
Коллега Василия Васильевича на
российском уровне Владимир Касютин считает, что «есть некий вятский феномен, и
это – развитие местной журналистики. Фестиваль еще дальше продвинет вятскую
журналистику».
- Иногда приезжаешь в регион – всё
засушено, - заметил Владимир Леонидович. - У вас же пусть и не самая экономически
сильная область, но движение есть – к позитиву. Кировская область – в числе
лидеров по возникновению новых проектов.
«Разморозка» началась
Свой мастер-класс Владимир Касютин
разделил на две части: первая – о грустном, вторая – о веселом. Получилось
примерно одинаково – уже хорошо!
Первая часть – о том, что происходит
в журналистике. Когда власть перестанет давить? Никогда. Что делать? Не воевать
с властью, а достойно жить. Всё дело – в редакторе, который выстраивает
отношения с местной властью.
Частные СМИ называют себя
независимыми. Это выдумки. Кто платит – от того и зависят. Частных газет в
России менее одного процента.
Владимир Леонидович призвал
«наращивать собственный вес» и стараться не превращать профессию в «сервисную». Удивил, сказав: «Я не знаю, что
такое правда». У каждого она своя.
Начинал Владимир Касютин простым
корреспондентом в районной газете, потом стал ее редактором. Наверно, поэтому
он по-доброму относится к районным газетам. А может, потому, что сам –
непафосный человек, в общении прост и очень внимателен к собеседнику.
Когда Владимир Леонидович делал
обзор газет и начинал критиковать, редакторы оправдывались: кто говорил, что
работает всего два года, а то и меньше. Всё это, конечно, было весело, но не
тем, кого критиковали. Я ждала обзора нашей газеты и уже приготовилась сказать,
что работаю всего полгода. К счастью, оправдываться не пришлось: мэтр похвалил
газету, даже привел в пример современный дизайн, стильный заголовок, легкую
верстку и некоторые находки. «Мы должны размышлять о том, что происходит, и
объяснять людям. Журналистика сильна авторскими материалами», - сказал Владимир
Леонидович об авторских колонках. (Кстати, для обзора мы не выбирали наиболее
удачные номера газеты, а взяли два последних).
Вывод Касютина о вятских СМИ: наши
журналисты «размораживаются»: в газетах появляется больше людей, новостей,
больше жизни.
Не ругать то место, где живем
Речь идет даже не о патриотизме. Ну почему действительно мы всегда
ругаем то место, в котором живем? «Это
менталитет россиян», - считает Олег Колесников, директор филиала ФГУ «Редакция
«Российской газеты» из города Воронежа.
А делать так ни в коем случае
нельзя. Хотя бы потому, что это неправда. Мы живем не в плохом месте. Мы ругаем
и себя настраиваем, что всё плохо. И тогда будет еще хуже. В этом месте я
вспомнила выступление главного врача А.В. Антипенка на последнем заседании
районной Думы. В его речи было столько пессимизма, что просто вот ложись и
помирай.
Олег Колесников (открытый, общительный, добрый) сказал: центр деятельности все больше
переходит в большие города. Нужно этому сопротивляться. Нужно жить в своем
городе (селе, деревне) и делать это место гармоничным. Мы должны жить в своем
городе (селе, деревне), потому что мы его любим. И всеми силами создавать ему
репутацию, говоря по-модному – имидж. Кому начинать? Конечно, журналистам!
Репутацию своей территории мы
создаем сами. Вот ругаем – и создаем. А как тоскуют по этим местам те, кто
уехал отсюда! Это мы почти физически ощутили на своем сайте: лебяжан, уехавших
далеко от своей малой родины, радуют все ее успехи: и новый автобус для Лажской
школы, и переправа в Кузнецово, и даже обилие грибов нынешней прекрасной
осенью. Земляки с жадностью ловят любую информацию о том, что происходит в их
любимом Лебяжском районе.
Мы должны повышать значимость
территории. Ну, чего-то у нас нет. Но это нормально. Нет такого места, где все
бы было. А если что-то сильно нужно – давайте стараться все вместе, чтобы это у
нас было. И это будет. Только давайте не будем некорректно относиться к тому
месту, где живем. Вот такие идеи вынашивает Олег Колесников и предлагает
журналистам конкретные пути их реализации.
Наши деды победили в страшной войне
сильного противника. Они – победители. Значит, на генном уровне и мы – победители.
Мы тоже можем быть победителями! Мы можем полюбить страну, которую они
отстояли. Они ведь шли на войну – такие же, как мы. Но в других
обстоятельствах. И мы тоже способны победить. Всё что угодно. Это тоже идея
Олега Колесникова. А вывод звучит так: СМИ – один из главных инструментов
формирования бренда территории.
Полка в супермаркете
- Мы должны заниматься профессией, давать объективную информацию, или мы
– полка в супермаркете и должны продаваться? – этот вопрос задал аудитории
Антон Хреков.
Во многом то, о чем говорил Антон, к
районным газетам не подходит. Мы ему – о совести, он нам – совесть рейтинг не
поднимет. Мы ему – о правде, он нам – а я четкой грани между правдой и
сотворенной правдой не вижу. Какая такая сотворенная правда? Наверно, наврем мы
в газете – самое малое, что будет, - по телефону обругают. Потому что районных
газетчиков знают в лицо, они живут рядом с героями своих публикаций, на
соседней улице. Оттого и ответственность больше. Телевизор с удовольствием
«окошмаривает» реальность. Антон говорит, что это увеличивает рейтинг. А я знаю
многих людей, которые уже вообще не смотрят телевизор. Я смотрю только новости.
От блага к злу (и наоборот) переход
в таком концентрированном виде, как журналистика, - шаговый. Это тоже сказал Антон.
А вывод аудитория сделала такой:
интуиция человека, который работает в журналистике давно и с
удовольствием, поможет ему поступить правильно.
И хотя не присутствовал на дискуссии
генеральный директор КЭС-холдинга (генерального спонсора фестиваля) И.А. Стукалов, но сказал на
заключительной пресс-конференции очень правильную вещь:
- Вятская журналистика – это что-то
особое, где культивируются духовные ценности, и здесь это особо чувствуется, -
и выразил готовность и дальше выступать в качестве основного партнера подобных
мероприятий.
- Фестиваль – это сочетание
праздника и работы, - подвел итог В.В. Смирнов. – Работы было много. И это
хорошо. В нашей области существует очень мощная конкуренция среди СМИ, которой
нет в соседних регионах. У нас много СМИ, причем на хорошем уровне.
- Не бойтесь никого! – сказал нам на
прощание Антон Хреков. – Информация становится самым главным ресурсом, оружием.
Вы – люди, которые своим трудом обеспечиваете ее циркуляцию. На вас лежит
большая ответственность.
- Журналистика – это гарантия того,
что Россия никогда, и Вятка в том числе, не впадет в спячку, - уверен Лев
Новоженов.
Владимир Касютин был уже далеко,
когда шла итоговая пресс-конференция, но Елена Урматская напомнила его слова:
«По развитию региональных СМИ Кировская область – один из самых сильных
регионов России».
А я добавлю: сам приезд к нам на фестиваль мэтров, крупных величин в
журналистике свидетельствует об авторитете областного департамента
информационной работы, в частности, его главы – Елены Анатольевны Урматской.
Ирина ПОЛУШИНА.
Фото Людмилы КАТКОВОЙ. |