Деревня Фадеево
Краткая
справка:
Зарегистрировано - 12 человек.
Работающих -
3 человека.
Пенсионеров
- 7 человек.
Постоянно
проживают -
7 человек.
В глаза бросилась мемориальная доска с именами погибших в годы Великой
Отечественной войны. Из Фадеево на фронт ушли больше 60 человек, погибших - 31
человек. Памятная доска подкрашена, рядом посажены цветы, сорняки скошены.
Ухаживает за ней специалист Михеевского сельского поселения в селе Красном
Галина Александровна Брыгина.
Старожилы говорят, что когда-то в деревне Фадеево
было сорок девчат на выданье. Дома стояли и за большим логом, в сторону Приверха.
... Впервые
деревню Фадеево я увидела в 1984 году, ещё в студенческие годы, когда нас
направили работать в Лебяжский район в с. Красное. ОПХ имени 24 партсъезда в те
годы было хозяйством передовым и развивающимся, но деревня относилась к разряду
неперспективных. Работать, кроме фермы, было негде.
Деревня
расположена на открытом высоком месте, продуваемом всеми ветрами. До того, как
построили водокачку, воду носили и возили с ключа из-под горы. Школа была в
селе, а путь до неё неблизкий и непростой: спустишься от деревни с угора, затем
- в глубокий лог, где был старый деревянный мост, затем снова поднимешься
наверх, пройдёшь по полевой тропинке, которую в зимнюю непогодь заметало так,
что не только что проехать, пролезть было очень трудно, а потом ещё по селу
топаешь около двух километров. Таким же образом ходили на работу те, кто работал
в Красном. Была и окружная дорога, но без проблем по ней можно было ездить
только в сухую погоду и когда зимой не было буранов. Небольшие дома
располагались по обе стороны одной длинной улицы и были построены хозяевами
давно, а нового жилья тут в те годы уже никто не строил. Одним словом, для жизни
молодых семей условий здесь не было. Поэтому большая часть молодёжи, получив
образование, уезжала из родных мест в поисках лучшей жизни. И надо сказать,
находили уехавшие своё счастье – обратно в деревню жить никто не приехал. А
оставшиеся молодые люди, работая в ОПХ, старались получить квартиру в селе
Красном.
Моя
свекровь, Галина Константиновна Бахматова, переехала жить из Мальковщины в 1955
году, когда вышла замуж за фадеевского жениха. Помню, она рассказывала:
- Жили
дружно, помогали друг другу дома ставить и урожай собирать. Молодёжь собиралась
в домике, который называли «конюховка». Здесь колхозники собирались перед
работой, чтобы получить наряд. А вечером парни и девушки прибирались в домике,
натапливали, плясали, пели песни под гармошку, играли. А так мы жили, как все в
деревнях и сёлах в те годы. На полях и фермах работа была тяжёлая, коров доили
вручную, и корма на себе таскали. Дома хозяйство у всех было большое: скотины
полный двор, летом – огород, сенокос. Народ из деревни стал уезжать в
шестидесятые годы, когда паспорта выдали. Золовки мои, Даша и Лиза, тоже
отправились в Нижний Тагил, там работу нашли, квартиры получили, там и умерли.
По
сведениям 1859 года, деревня Фадеево «относилась к Уржумскому уезду, казённая,
была расположена при реке Вятка, в 61 версте от уездного города, 36 дворов, 250
жителей: 126 мужского пола и 124 женского. В 1939 году деревня относилась к
Красноярскому сельсовету Лебяжского района, в ней проживало около четырёхсот
жителей. А в 1996 году здесь осталось всего 39 человек: 20 женского пола и 19
мужского. Самые распространённые фамилии: Агафонцевы, Ведерниковы и Бахматовы».
По словам коренной жительницы деревни Лидии Григорьевны Ведерниковой, деревня
получила такое название в честь её первого жителя. Основателем этого населённого
пункта принято считать Фадея Бахматова, татарина, торговца красным товаром.
Фамилия имеет тюркское присхождение: бахмат – малорослая лошадь. Нам и нашим
детям было всегда интересно узнать: откуда он прибыл, почему оказался на этой
земле, где нет татарских населённых пунктов, какова судьба этого человека. Пока
следов не обнаружили. Только в мае прошлого года в статье известного в районе
краеведа Дмитрия Казакова «Сословие, ушедшее в историю» прочитали: «Пётр
Евдокимович Окунев родился в селе Окунево Лебяжской волости, там же начинал свою
торговлю, но по неопытности в молодости был вытеснен другим торговцем -
татарином Фадеем». В статье автор прослеживает судьбу торговцев-лавочников,
живших в нашем районе в начале 20 века. О том ли человеке упоминает Д.Казаков,
или был какой-то другой татарин Фадей, непонятно. Но легенду о первом поселенце
древни её жители знают, рассказывают своим детям и внукам.
Сегодня, идя
по опустевшей деревне со старыми покосившимися от времени домиками, я мысленно
говорю:
- В
последнем доме жила бабушка Паня (Бахматова), дальше - Валентин Григорьевич и
Таисья Алексеевна Ведерниковы, рядом стоит дом некогда большой семьи Казаковых,
приехавшей с Урала, через огороды дом Клавдии Павелихи (так её звали по имени
мужа Павла) Бахматовой, на другой стороне деревенской улицы – дома Агафонцевых,
Бахматовых, Третьяковых, на другом конце - Зубаревых, Анны Ивановны
Ведерниковой. На самом конце деревни живёт в одиночестве Лидия Григорьевна
Ведерникова, а рядом дом Геннадия Павловича и Лидии Акимовны Агафонцевых, сейчас
в нём живёт их сын Сергей. И многие другие всплывают в памяти. Большинства из
них уже нет… Не покидает чувство горечи. Неуютно стоять посреди обезлюдевшей
деревни и страшно идти по длинному высокому мосту со сгнившими досками и
покосившемуся из-за июньского урагана. Современный и удобный мост построили
где-то в начале 90-ых годов прошлого века. Если нынче его не отремонтируют,
зимой он обязательно разрушится. Короткий путь до села, где магазины, медпункт,
почта, сельская администрация и остановка рейсового автобуса до Лебяжья, будет
отрезан...
Надежда
БАХМАТОВА.
Фото автора.
Материал о жизни
деревни Фадеево (продолжение) опубликован в районной газете за 30 июля. |