В
августе 1981 года у выпускника Кировского государственного педагогического
института имени В.И. Ленина Сергея Храмцова в трудовой книжке появилась первая
запись: принят в Ветошкинскую среднюю школу учителем физики. А через два года –
вторая: в 1983 году назначен директором Ветошкинской средней школы. И пока всё!
Многие из его коллег воскликнули: «У Сергея Евгеньевича Храмцова юбилей!»
Да ещё какой! В области не так много
директоров школ, руководящий стаж которых - 30 лет. А в районе, я думаю, за
последние тридцать лет нет никого.
Сегодня С.Е. Храмцов – уважаемый в
районе человек, хороший учитель, депутат Лебяжской районной Думы, многогранная
личность, талантливый и успешный руководитель, мудрый наставник, ответственный
секретарь местного отделения партии «Единая Россия». Но время показало, что он,
прежде всего, управленец, по-современному - менеджер, который умеет грамотно
выстраивать свои отношения с коллективом, учениками, родителями, представителями
органов власти и общественностью. За годы своей деятельности Сергей Евгеньевич
награждён почётными грамотами и благодарственными письмами разного уровня, он
отличник народного просвещения РСФСР.
Главную свою задачу директор
Ветошкинской школы видит в определении стратегии развития сельской школы. По его
руководством педагогический коллектив школы чётко и ясно обозначает
воспитательные и образовательные цели и эффективно, на высоком профессиональном
уровне организует учебно-воспитательный процесс сельских детей. Как и любому
руководителю сельской школы, Сергею Евгеньевичу приходится брать на себя
обязанности, которые увеличивают его объём работы в несколько раз. При
ограниченных материальных, кадровых и технических ресурсах любой сельский
директор - это не только учитель, но и социальный работник, и экономист, и
бухгалтер, и юрист, и завхоз… Перечислять можно бесконечно.
Сегодня, 5 октября, у директора с
30-летним стажем и учителя с 32-летним С.Е. Храмцова - любимый праздник - День
учителя. Сегодня, уважаемый Сергей Евгеньевич, Ваш выход!
- У
Вас редкая для нашего района фамилия…
- Я родился в посёлке Лесные Поляны
Омутнинского района.
Мои родители были далёкими от
педагогики людьми. Они работали в леспромхозе: отец - машинист тепловоза, мама -
бригадир производственного участка.
Но родители помогли мне не только
получить образование, но стать настоящим человеком. Именно от них я получил
самый главный совет: по жизни надо правильно идти к намеченной цели. Стараюсь
следовать ему, как умею.
В то время в нашем посёлке была
средняя школа, где я и начал учиться в 1966 году, с 6 лет. Школьные годы
сменились студенческими. Я учился на физическом факультете, моя будущая жена,
Ольга Епанешникова, - на математическом. Поженились мы, будучи студентами, в год
летней Олимпиады в Москве, в 1980 году. А через год приехали в Лебяжский район
работать учителями. Жена Ольга Анатольевна родом из Окунева, из известной в
районе учительской династии. Со временем в семье Храмцовых тоже образовалась
педагогическая династия. Моя родная сестра Светлана - директор школы в
Омутнинском районе, брат Олег - директор технического лицея в Кирове. Младший
сын Сергей окончил Кировскую сельхозакадемию, где и работает преподавателем
технических дисциплин, он кандидат технических наук.
- У
Вас достаточно широкий и разнообразный диапазон деятельности. Ваши главные
приоритеты?
- Семья, школа, дети, работа, родная
земля. Семья - это самое главное и ценное в моей жизни.
Люблю отмечать Новый год, как и
другие торжества и праздники, в кругу своей семьи и близких друзей.
Для меня жена - это правая рука во
всех отношениях. Убеждён, что мужа хорошим и успешным делает хорошая жена.
Вырастили двух сыновей. Младшему сыну 30 лет, старшему, Дмитрию, 32 года. Он
окончил Кировский политехнический институт (ВятГУ), работает в Кирове, в
ВолгаТелекоме. У нас с женой уже есть две внучки, Виолетта и Даша. Мы любим
вместе с детьми и внучками бывать на природе, особенно в лесу, нравится активный
отдых, спорт. Люблю слушать популярную музыку, сам умею играть на гитаре.
Занимаюсь пчеловодством, огородничеством.
Мой главный жизненный принцип:
работать, работать и работать. Не люблю безделие, ложь, лицемерие.
- А
какое место в Вашей жизни занимает школа?
- Второй дом, вторая семья. Это и моя
работа, и моё хобби, и моё вдохновение. Общение с детьми даёт заряд энергии, от
них душа становится моложе и добрее. И сегодня у меня, как никогда, болит душа
за будущее сельских школ. Хорошо понимаю, что подушевое финансирование школ
толкает наши маленькие школы в пропасть. А ведь вроде все понимают: школа на
селе - это градообразующее учреждение. Село без школы обречено на вымирание. Вот
и в новом законе «Об образовании в РФ» перспективы развития сельских школ чётко
не прописаны. Мой многолетний опыт работы в школе показывает, что устоявшееся
мнение государственной власти о том, что в маленьких сельских школах даётся
некачественное образование, в большей степени является неверным. На протяжении
многих лет Ветошкинская и Лажская школы дают своим ученикам прочные знания. А
результаты ЕГЭ и ГИА в последние годы - ещё одно доказательство достаточно
высокого качества обучения сельских школьников, эффективной и профессиональной
работы их учителей.
-
Времена, говорят, не выбирают. В них живут. А для Вас какое время было именно
Вашим?
- Я стал директором в хорошие
времена, в восьмидесятые годы прошлого века. До меня школой руководил опытный
педагог и авторитетный директор, Светлана Ивановна Коржавина. Безусловно,
вначале было работать непросто. Но в то же время интересно. Я с удовольствием
работал с коллективом, с детьми, была стабильность, а я как директор занимался
своими непосредственными обязанностями - организацией учебно-воспитательного
процесса и сам учил школьников. Но время идёт, жизнь меняется и не всегда в
лучшую сторону. Я пришёл работать в школу - у нас было 102 ученика. В девяностые
годы число школьников Ветошкинской средней школы достигало 180. Сегодня у нас -
47 школьников и 24 дошкольника. Даже в перестроечную эпоху жить и работать было
легче. Самое трудное время - нынешнее, последние пять лет. Почему? У молодого
поколения совершенно другие ценности и нравственные ориентиры, в стране царит
бюрократия, телевидение и СМИ утратили воспитательное значение. Нынешние
руководители погрязли в бесконечных отчётах, инструкциях, в образовательные
учреждения постоянно приходят судебные иски и предписания надзорных органов, а
директорам школ часто приходится решать далеко не образовательные задачи.
Вот и нынче, перед самым началом
учебного года, чтобы устранить наиболее существенные предписания надзорных
органов, Ветошкинской школе выделили один миллион рублей. Эту сумму надо освоить
до конца 2013 года. На выделенные деньги мы провели испытания пожарного
водопровода, в двух зданиях проверили обработку потолочных перекрытий, уже
готова заказанная в Кирове смета на замену деревянных полов в здании школы и
дошкольной группы (пол будет покрыт керамогранитной плиткой), произведён монтаж
аварийного освещения, установлено молниезащитное устройство.
Хотелось бы отремонтировать крышу
здания школы, заменить окна, провести капитальный ремонт. Но на всё нужны
деньги. А областной департамент образования нашу школу включил в программу
капитального ремонта только на 2015 - 2016 год.
-
Сергей Евгеньевич, сегодня, оглядываясь назад, учитывая все достижения и
промахи, все взлёты и падения, с высоты своего жизненного и педагогического
опыта, можете ли Вы сказать: «Жизнь удалась»?
- Да. Но у меня ещё есть планы. Я
по-прежнему хочу работать, хочу созидать, быть полезным и нужным человеком.
Да, опытного директора С.Е. Храмцова
смело можно назвать капитаном корабля под названием «Ветошкинская школа». Под
его управлением он уверенно идёт только вперёд, умело обходя все подводные
течения и рифы, минуя мели, побеждая грозы и шторм. Именно поэтому школа живёт и
работает: внедряются новые образовательные технологии, педагоги повышают свой
профессиональный уровень, а дети получают качественное образование и живут
интересной школьной жизнью.
Надежда БАХМАТОВА.
Фото Людмилы Катковой. |