Жёлтый
школьный автобус, один из символов США, тихонько въехал и в российскую
действительность. Из 843 тысяч автобусов, зарегистрированных в 2010 году, более
половины были школьными.
До
1999 года в России для организованной перевозки детей к учебным заведениям, к
местам проведения экскурсий, различных учебных и развлекательных мероприятий
использовали обычные автобусы, устанавливая на них опознавательные знаки
«Перевозка детей».
С 2001 года в рамках федеральной
программы «Школьный автобус» стали оснащаться такими автобусами сельские школы.
Поставка школьных автобусов не прекращается и по сей день. Проходит она в рамках
приоритетного национального проекта «Образование».
Кировская область занимает немалую
площадь, а наполняемость школ в последние годы заметно снизилась. Поэтому,
осознавая необходимость реорганизации и оптимизации всей структуры
общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, в 2004 году
правительство области утвердило федеральную программу «Школьный автобус».
Довольны были и педагоги, и дети, и родители: школьникам из деревень
гарантирована ежедневная бесплатная доставка к месту учёбы и обратно. Причём
школьные автобусы адаптированы к перевозке детей в сельской местности и её
климатическим условиям, в них предусмотрены специальные сиденья, ремни
безопасности.
В Лебяжской школе
учатся дети из 17 сёл
и деревень
Лебяжская
средняя школа рада ученикам не только из посёлка, но и из близлежащих деревень,
откуда доставляет их школьный автобус. В этом году в школе учатся дети из 17 сёл
и деревень. Доставка сельских школьников на учёбу производится школьным
автобусом «ПАЗ-53» на 24 посадочных места и микроавтобусом марки «Газель» на 11
мест. На них работает опытный водитель со стажем более 33 лет Николай Николаевич
Лобанов. Он ежедневно отвозит утром в школу и после уроков учеников только тех
населённых пунктов, школы в которых были оптимизированы. Администрацией школы
разработаны, а ГИБДД обследованы и утверждены основные автобусные маршруты:
Лебяжье - Сазановщина - Красное и Лебяжье - Михеевщина. За маршрутами, на
основании приказа директора школы, закреплены сопровождающие: Лебяжье - Красное
- учитель Е.И. Третьякова и воспитатель В.И. Багаева, за другим маршрутом -
директор Дома культуры А.А. Губанова и А.С. Фурин.
- На школьном автобусе работаю с 2012
года, - говорит водитель Н.Н. Лобанов. - Каждый день делаю пять рейсов, в
понедельник есть дополнительный утренний рейс до деревни Золотавино, дети из
которой всю учебную неделю живут в интернате. Администрацией школы на основе
государственных нормативно-правовых актов разработаны и утверждены методические
рекомендации по безопасности дорожного движения при перевозке детей, правила
поведения детей в автобусе и требования к водителю. Также составлены и
утверждены директором школы списки перевозимых детей. Вся эта информация
размещена в салоне автобуса.
Работа у водителя школьного автобуса
очень ответственная, но мне нравится. Дети ведут себя прилично, слушаются меня,
проблем почти не возникает.
С целью создания безопасных условий
при перевозке детей на школьном автобусе, в связи с началом нового 2013-2014
учебного года, приказом директора Лебяжской школы от 30 августа 2013 года
ответственным за выпуск транспортных средств на линии назначен учитель ОБЖ В.В.
Бадьин. Также заключён договор с Лебяжской ЦРБ на предрейсовые осмотры
водителей.
Трудности, связанные
с автобусом
- Школьный автобус, если говорить о
нем масштабно, - это способ осуществить реорганизацию сети сельских школ, дать
возможность получить качественное образование школьникам из деревень в более
крупных и оснащённых школах, - считает директор школы А.П. Стрельников.
- Но в то время, когда в район
поступили первые школьные автобусы, мы не предполагали, с какими трудностями в
его эксплуатации в условиях отдельной школы придётся столкнуться.
Первая проблема - это средства на
закупку ГСМ. Школа ежегодно составляет смету с учётом зимних и летних норм
расхода горючего, делает заявку на муниципальном уровне и ждёт. Но заявленные
потребности никогда не бывают удовлетворены полностью.
Выход же очевиден: в полном объёме
финансировать школы на приобретение ГСМ.
Далее, автобус ещё и ломается. Это
проблема номер два, потому что обслуживание и содержание школьного автобуса
тяжёлым бременем ложится на бюджеты школ. Нам периодически бывают нужны
значительные средства на ремонт и техобслуживание. Прохождение последнего -
постоянная головная боль, так как деньги на него не закладываются, и мы по
полгода не можем оплатить счета по договору АТП. На приобретение запчастей
средства также не предусмотрены, то есть на какие деньги их покупать, никого не
волнует, кроме школы. Выход тоже есть - создание сервисного центра или передача
школьных автобусов какой-либо транспортной компании, но фирмам это оказалось
невыгодно. Ну и, конечно, поскольку школьные автобусы находятся на балансе
районов, выделение денег на техобслуживание и ремонт должно бы проходить быстро
и в необходимых размерах из средств муниципалитета.
Ни для кого не секрет, что
специалист, следящий за техническим состоянием автобуса, в школе всего один -
это водитель. Наличие механика - формальность. Эту функцию будто бы выполняет
человек, который на самом деле только ставит подписи в путёвках и журналах.
Отсюда понятно, почему так часто ломаются школьные автобусы.
Тахографы, паспорта
маршрутов...
- Словно нарочно подкидывая школам
проблемы, законодательство потребовало установки на школьных автобусах
тахографов и датчиков спутниковой навигации ГЛОНАСС.
В соответствии с приказом Минтранса
РФ № 36 от 13 февраля 2013 года с 1 апреля 2013 года вступило в действие
требование оснастить школьные автобусы тахографами с целью слежения за
передвижением, - поясняет Александр Павлович. - Уже год наши автобусы
оборудованы системой ГЛОНАСС. Тахографа пока нет: к примеру, установка одного
такого устройства обойдется в 50 тысяч рублей. Надеемся, что средства на эти
цели будут вовремя изысканы вышестоящими структурами и очередное дооборудование
школьных автобусов будет организовано централизованно.
Добавим к этому безобразное состояние
дорог, отсутствие специально оборудованных площадок для посадки-высадки
школьников. Надо сказать и о трудностях поиска водителя школьного автобуса:
из-за маленькой зарплаты и одновременно огромной ответственности, немалых
обязанностей - от ведения документации до ремонта, уборки, мойки автобуса,
поездок в выходные - эта должность отнюдь не престижна. К тому же - это должен
быть человек с трёхлетним водительским стажем, ответственный, непьющий.
Надежда БАХМАТОВА.
Фото автора. |