Весной
1993 года ребят из объединения «Олимп» пригласили заниматься в краеведческую
школу, и с тех пор каждое новое поколение олимповцев не упускает случая
подружиться с ней.
Я
также учусь в краеведческой школе. Мы учимся создавать исследовательские работы.
Тема моей исследовательской работы «История драматического кружка школы села
Мелянда». Мне пришлось потратить много сил и времени, чтобы найти информацию об
этом кружке.
Я работала в Государственном архиве
Кировской области, в краеведческом каталоге библиотеки имени Герцена, в редакции
районной газеты «Знамя Октября», в Меляндинской библиотеке, Лебяжском
краеведческом музее, центральной районной библиотеке и нашла интересную
информацию. Которой хочу поделиться с читателями районной газеты.
Школьный драматический кружок начал
свою работу в 50-60 гг. ХХ века, с того момента, как учителем русского языка и
литературы Меляндинской школы стала моя бабушка, Тамара Ивановна Чиликова.
Количество участников сначала было
невелико. Готовили небольшие сценки, отрывки из пьес. Постепенно кружок вырос,
накопился опыт, и драмкружковцы решили взяться за более крупные произведения. Но
как-то так получилось, что в основном готовили пьесы-сказки. За все эти годы
юные актеры поставили около 20 сказок, не считая небольшие пьесы. Сказки
готовили с желанием. Перечитывали содержание, тщательно подбирали артистов на
ту, или иную роль, заучивали слова. Подготовка велась месяцами. Думаю, что
надолго запомнились зрителям и самим участникам поставленные пьесы-сказки:
«Хрустальный башмачок», «Снежная королева», «Иван-да-Марья», «Сказка про солдата
и змею», «Аленький цветочек», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», пьеса «Сбор
героический» и многие другие. С некоторыми ребята ездили на смотры
художественной самодеятельности в Лебяжье и другие населенные пункты района. За
сказки «Хрустальный башмачок» и «Снежная королева» драмкружковцы получили
грамоты и приглашение поставить эти спектакли в г. Уржуме. Тепло принимали
сказки в исполнении маленьких артистов и лебяжские зрители.
Многие ребята удачно сыграли в них
свои роли и надолго запомнились, например, Золушка (Нина Власова), Баба-Яга,
Кикимора, Леший, Кот, Солдат, Кай, Василиса, Чудище – работа бывших участников
кружка Т. Куриловой, Г. Осетровой, Н. Патрушевой, В. Поповой, В.Осетровой...
Заботы с кружком, конечно, было
много, уходила уйма времени на подготовку костюмов, декораций. Много помогали
учителя-энтузиасты Е.П. Власова, И.М. Минин. Муж Тамары Ивановны, Владимир
Иванович Чиликов, мой дедушка, сопровождал ребят в поездках, расставлял
декорации, то есть ведал постановочной частью.
Драмкружковцы собирались все вместе и
обсуждали, какой характер будет у персонажа, какой костюм, как его сшить, кому
поручить…
Потом в ход шло мочало, со дна
сундука доставались бабушкины старинные юбки и кофты, вышитые полотенца,
рубашки, лапти, самопряхи.
А кроме всего к каждой новой сказке
нужны были декорации: царство Снежной королевы, дворец царя, дремучий лес,
избушка на курьих ножках... Всевозможные головные уборы, сабли – все это
делалось руками ребят.
Радовались, если пьеса
понравилась, дошла до зрителя. Очень жаль, что не было тогда фотографа в школе.
Кто же они, эти неугомонные
кружковцы? Это Миля и Галя Поповы, Галя Душкина, Катя Патрушева, Валя Власова,
Витя Попов, Саша Власов, Катя Бердникова, Наташа Зараменских, Аля Калугина, еще
одна Галя Душкина, Сережа Чиликов, Люда Жгулева и многие другие активные
участники самодеятельного школьного театра. Когда был жив муж Тамары Ивановны,
Владимир Иванович Чиликов, в пьесах под их совместным руководством играли не
только школьники, но и учителя, жители села. Кружок ребята любили, на репетиции
ходили с удовольствием, записывались в него сами. Со стеснительными Тамара
Ивановна беседовала и вовлекала постепенно, тем более, если чувствовала, что
мальчик или девочка подходит на какую-то роль.
После выхода моей статьи с просьбой
откликнуться участников драматического кружка школы села Мелянда ко мне стали
обращаться люди с желанием рассказать о кружке, поделиться своими
воспоминаниями. Хочется выразить огромную благодарность всем, кто помогал мне в
работе: Екатерине Ивановне Третьяковой, Нине Михайловне Дудоровой, Валентине
Николаевне Комлевой, Елене Георгиевне Холкиной, Ангелине Яковлевне Осетровой.
Также я ездила в село Мелянда, в
сельской библиотеке мне удалось найти некоторые материалы по теме
исследовательской работы, но особое внимание привлёк альбом с материалами
спектаклей, в котором были расписаны роли, фамилии участников, рисунки, грамота.
Ну и в заключение хочется сказать о
главном. Считаю, что пользу кружок приносил большую: выразительнее и богаче
становилась речь, дети учились держаться на сцене.
К сожалению, сумела найти немного
информации и фотографий, небольшое количество людей, которые могли бы поделиться
воспоминаниями.
Мне удалось собрать воспоминания
участников драматического кружка, на основе которых я узнала о репертуаре,
участниках, узнала то значение, которое имел кружок для жителей села.
Но на этом моя работа не закончена,
передо мной открываются новые перспективы.
Анна ЧИЛИКОВА.
|