С
этих слов начинается общение каждого, кто позвонит по номеру 2-02-39. Вас
внимательно выслушают, звонок зафиксируют, и обязательно помогут. Кто же эти
люди, кто непосредственно отвечает за бесперебойное обеспечение электроэнергией
потребителей, то есть каждого из нас?
Это
оперативно-диспетчерская группа Лебяжского РЭС, которую возглавляет Ю.Б.
Росляков. В её составе диспетчеры, электромонтёры и электромонтёры-водители,
всего их 14 человек. И если тех, кто трудится в оперативно-выездных бригадах (а
их в РЭСе четыре), многие знают и видят непосредственно в деле, то диспетчеров
только лишь слышат по телефону.
В чём же заключается работа
диспетчера? Что он должен знать и уметь? Какими качествами характера обладать?
Об этом и не только накануне профессионального праздника мы беседуем с
начальником оперативно-диспетчерской группы Ю.Б. Росляковым.
- Задача диспетчера - обеспечивать
надёжное электроснабжение потребителей, регулировать работу оперативно-выездных
бригад, нести ответственность за безопасное выполнение работ. Все диспетчеры -
специалисты высокого класса: четверо имеют высшее образование, один - среднее
специальное, один учится заочно в университете, - говорит Юрий Борисович. -
Диспетчерам, как впрочем, и всем, кто работает в системе энергетики, нужно
постоянно учиться, заниматься самообразованием. Ежегодно мы ездим в Вятские
Поляны и сдаём квалификационные экзамены. Нам нужно знать множество инструкций и
неукоснительно их применять в каждодневной работе. Сформировано около 40
увесистых папок с различными ведомственными документами, требуется знать около
90 инструкций, регулярно знакомиться с обзорами несчастных случаев на
производстве.
О том, что их работа небезопасна,
каждый энергетик знает. Поэтому все они регулярно изучают и повторяют
инструкции. Знать о произошедших в Россетях несчастных случаях нужно, чтобы не
повторить тех ошибок самим. С этой целью в РЭСе ежемесячно проходят Дни техники
безопасности, Дни оперативного работника, Дни специальной оперативной
подготовки. Ни одного дня не обходится без проведения инструктажей.
К работе под
наблюдением
быстро привыкли
В кабинет диспетчеров доступ
посторонних запрещён, но для нас сделали исключение. У передней стены - большая
схема электросетей района, удобный рабочий стол, телефоны с определителями
номеров, компьютеры, видеокамера. Современная техника позволяет в любой момент
оперативно оценивать обстановку не только тем, кто трудится в этом просторном
кабинете, но и диспетчерам в ПО «Вятско-Полянские электросети», и даже в «Кировэнерго».
- Это только в начале было сложно
привыкнуть к тому, что мы ежесекундно находимся под прицелом видеокамер. Сейчас
все уже привыкли, - признаётся Юрий Борисович.
Правда, не все, кто звонит по
телефону, верят словам дежурного, когда он в начале разговора предупреждает, что
разговор записывается на диктофон. Выслушивать диспетчерам приходится немало
грубостей и угроз. Большинство населения с пониманием относится к перерывам в
обеспечении электроэнергией, но некоторые не стесняются в выражениях. Диспетчер
же при этом обязан не только вежливо разговаривать, но и оперативно действовать.
Ответственность огромная, ведь ошибка может стоить человеческой жизни.
С восьми до восьми
Дежурство диспетчера начинается в 8
утра и заканчивается в 8 вечера. На приём пищи - 30 минут. Ну а когда происходит
чрезвычайная ситуация, то не уходят с работы сутками.
- Нынешний июньский ураган доставил
нам хлопот, - вспоминает Юрий Борисович. - Больше двух суток не уходили с работы
и наш начальник Н.Г. Катков, и вышестоящий руководитель из Вятских Полян - Ю.А.
Шихов. Совместными усилиями, благодаря слаженным действиям всего коллектива,
ситуация нормализовалась.
Обычно же дежурный приходит к
половине восьмого, чтобы начать приём смены. В 8 утра он уже докладывает в
Вятские Поляны: «Смену принял!».
- Утром организуем допуск бригад к
работе, - рассказывает Юрий Борисович. - Как правило, в это же время начинают
звонить потребители. А бригады-то уже в пути. Диспетчер должен оценить
обстановку, при необходимости отрегулировать работу бригад: или вернуть их с
полпути, или перенаправить.
Энергетики - люди аккуратные, каждый
их день и вид работ чётко планируется. Записи в оперативном журнале диспетчер
обязан делать своевременно, в течение часа. Ничего не откладывается на потом,
как это бывает в иных организациях.
Торопитесь не спеша
Наставником Ю.Б. Рослякова был
Александр Павлович Пономарёв, который 40 лет работал в Лебяжском РЭС. Его в
коллективе вспоминают добрым словом. Главный совет, который Юрий Борисович
усвоил навсегда, прост. «Торопись не спеша», - сказал ему опытный коллега.
Поспешив, можно совершить самую непоправимую ошибку. Только всесторонне оценив
возникшую ситуацию, можно приступать к действиям.
Все разные,
но все ответственные
Высшая похвала для мужчины, когда про
него отзываются так: «Я пошёл бы с тобой в разведку», это значит, что ты уверен
в другом человеке, как в себе. Именно так отзывается о каждом своём подчинённом
начальник оперативно-диспетчерской группы. И по моей просьбе коротко
характеризует каждого:
- Александр Петрович Токменинов -
самый опытный из всех, понимает любую ситуацию и может её оценить с практической
стороны. Денис Габдульбарович Самигуллин - тщательно, досконально разбирается в
любой ситуации, если в чём-то сомневается, перезвонит, уточнит. Павел Николаевич
Казанцев - целеустремлённый, настойчивый, обладает более мягким характером.
Павел Валерьевич Шашков - грамотный, опытный, не весь его талант ещё раскрыт.
Владимир Иванович Манылов - наша палочка-выручалочка, умеет разрядить сложную
обстановку, обладает чувством юмора. Работать в таком коллективе - удовольствие.
Людмила КАТКОВА.
Фото автора.
|