На
первый взгляд учителя - люди обыкновенные: живут как все, заняты теми же
повседневными делами, что и все. Но каждый из нас запоминает на всю жизнь только
одного или двух. Тех, кто сыграл особую роль в какой-то момент нашей жизни. Тех,
кто поразил наше воображение. Тех, кто поддержал нас тогда, когда, казалось, всё
рушится. Тех, кто открыл в нас таланты и способности, помог найти своё
призвание. Тех, чья мудрость и доброта помогли стать хорошими людьми. Для многих
лебяжан, и это не преувеличение, таким главным учителем стала Нина Леопольдовна
Коржавина.
Говорят, что для хорошего учителя
школа - это второй дом. Для этого педагога с 34-летним стажем между словами
«дом» и «школа» можно поставить знак равенства. Она приходит в школу за полчаса
до начала уроков. А после них уходит из учительской в числе последних. И так
каждый день. В этом году она классный руководитель 10 класса и учитель русского
языка и литературы у учащихся 6 «а», 9 «а» и «б», 10 классов.
Нина Леопольдовна начинает наш
разговор, как всегда, не спеша, спокойно-уверенным тоном:
- Классы большие, почерки у ребят
разные. Бывает, надоедает их проверять. Но в отпуске начинаю скучать даже по
этой однообразной работе. Своих учеников всегда, независимо от времени, смогу
узнать по почерку.
-
Путь в профессию у каждого свой. Расскажите о своём выборе.
- Я родилась в городе Уржуме, но наша
семья приехала жить в Лебяжье, когда мне было 2 года. В детстве любила играть в
школу, учила игрушек. Первая моя встреча с настоящей школой произошла в 1967
году. В тот год нас, первоклассников, набралось на 2 класса. В них было около 30
учеников. Моя первая учительница - Зинаида Ивановна Черезова, она же была нашим
классным руководителем, учителем русского языка и литературы до окончания восьми
классов. Помню, что в первом классе какое-то время её заменяла Лидия Павловна
Лобанова. В старших классах нашим классным руководителем и учителем физики была
Таисья Ивановна Филимонова.
Хочу сказать, что в течение
нескольких лет наш коллектив под руководством учителя русского языка и
литературы О.В. Петровой собирает материал по истории Лебяжской школы и готовит
издать об этом книгу. Моя одноклассница Людмила Сырчина написала для неё очень
интересные воспоминания о нашей школьной жизни. В этом году, летом, мы,
выпускники 1977 года, устроили встречу школьных друзей под девизом: «Нам 55!».
Получился замечательный праздник! Из четырёх параллелей собралось 33 человека.
На городище была торжественная линейка, где прозвенел школьный звонок,
пригласивший нас на экскурсию по посёлку. Хорошо пообщавшись, посетили
достопримечательности родного Лебяжья. Каждый класс надул воздушные шарики
своего цвета, мы их отпустили в небо.
-
Нина Леопольдовна, почему Вы стали именно учителем русского языка и литературы?
- Будучи ученицей начальных классов,
я любила наблюдать, как Зинаида Ивановна проверяет тетрадки, как объясняет у
доски, красиво пишет на ней, читает нам книжки. Книги всегда были и есть мои
лучшие друзья. Русский язык и литература были моими любимыми школьными уроками.
Так радовалась, что выпускное сочинение по литературе я написала на «пять и
пять» (отличное содержание и отличная грамотность). Поэтому после окончания
школы я поступила в Кировский пединститут имени В.И. Ленина, на факультет
русского языка и литературы. Учиться мне нравилось. Как и все мои однокурсницы,
с нетерпением и волнением ждала педагогическую практику. После третьего курса
практику я проходила в 5 и 7 классах кировской школы, расположенной рядом с
Театральной площадью. Более длительная серьёзная практика была зимой на
четвёртом курсе. Меня направили в сельскую школу Арбажского района. До сих пор с
благодарностью вспоминаю этих своих старшеклассников.
- В
какой школе Вы начинали работать?
- Я училась по направлению, поэтому я
знала, что меня распределят в свой район. В 1981 году на августовской
педагогической конференции нас, молодых специалистов, было человек 10-11. Меня
направили работать учителем русского языка и литературы в Лажскую среднюю школу.
Через четыре года я пришла в родную школу.
-
Как сложилась Ваша учительская судьба?
- Все эти годы я учу детей своим
предметам. Стараюсь это делать интересно, творчески, используя современные
методы обучения и технологии. В прошлом учебном году я повысила свою
квалификацию и стала учителем высшей категории. В будущем году отмечу 35-летие
своей учительской жизни. За свою работу меня неоднократно награждали почётными
грамотами районного, областного уровня. В этом году на августовской конференции
мне вручили Почётную грамоту Министерства образования и науки РФ. Мне было очень
приятно.
-
Как Вы относитесь к успехам своих учеников?
- Я уважаю старательных,
ответственных, любознательных, целеустремлённых учеников. Успехами и
достижениями своих учеников всегда горжусь, радуюсь, когда их жизнь складывается
благополучно. Уверена, что в этом есть немалая заслуга и нашего учительского
труда. Но всё-таки главная - это самого ученика, это результат его
интеллектуального упорного труда. Особенно хочется отметить Елену Кочкину,
Татьяну Пигозину, Ксению Мубаракшину, Эльвиру Огаркову, Алёну Михееву, Юлию
Чувашову, Валерию Авдееву, Анастасию Сиялову, Кирилла Смышляева, Алексея
Михеева, Антона Жгулёва, Никиту Дудорова, Елену Эльмеметову. Мой ученик Антон
Жгулёв стал победителем Всероссийского конкурса эссе, за что получил путёвку в
лагерь «Орлёнок». Ежегодно мои ученики входят в число победителей и призёров
областного конкурса «Лучший урок письма» и районных олимпиад по русскому языку и
литературе.
- В
любой ситуации и обстановке Вы остаётесь позитивным человеком. Как Вам это
удаётся при таком напряжённой и ответственном труде?
- С годами появляется опыт как
учительский, так и жизненный. Мою формулу жизни можно сформулировать так: и в
жизни, и в людях всегда видеть и находить что-то положительное. И обязательно в
каждом ребёнке всегда поддержать это хорошее начало.
- Я
знаю, что Вы очень занятый человек. Мне очень приятно, что Вы согласились
рассказать о себе, поделиться своими мыслями. Спасибо Вам за интересный
разговор!
Надежда БАХМАТОВА.
Фото Надежды ВЯЗНИКОВОЙ. |