Плавучий чудо-город
Что такое паром в нашем представлении? Это открытая
платформа для перевозки через реку на небольшие расстояния транспорта, грузов и
людей. Между странами Скандинавии курсируют паромы, которые лучше сравнивать со
знаменитым «Титаником», известным нам по одноимённому фильму. Вот на таких нам
и предстояло путешествовать.
Первый из них с красивым названием «Изабелла» ждал нас в г. Турку, древней столице
Финляндии. Сверкающий огнями чудо-дворец больше напоминает многоэтажный дом,
нежели паром. На одном таком пароме с комфортом могли бы путешествовать все
жители нашего посёлка: в каютах размещается около 2,5 тысяч туристов и около 2
тысяч обслуживающего персонала, на нижних палубах – автотранспорт. Всего же на
лайнерах 11-12 палуб, имеются просторные лифты.
Так выглядит паром издали
В выходные дни паромы пользуются особым спросом. На них
путешествуют не только иностранные туристы, но и сами скандинавы семьями или с
друзьями. Так они проводят свободное время, переезжая за ночь из одной страны в
другую. Удобно, познавательно, выгодно. На паромах есть всё для полноценного
отдыха: комфортабельные каюты, многочисленные кафе и ресторанчики, игровые
площадки для детей и взрослых, сауны, бассейны, магазины беспошлинной торговли.
А что касается ужина по системе «шведский стол», то это отдельная тема.
Показалось, что в меню не одна сотня наименований. Конечно, хотелось
перепробовать все рыбные блюда и закуски. Красная рыба, сельдь с разными
заливками, икра всевозможных рыб, горячие блюда из рыбы, оленина, лосятина,
баранина, супы-пюре и множество других яств. Варенье брусничное, соус из
морошки, протёртая клюква, мёд в качестве приложения к основным блюдам.
Разнообразные мясные нарезки, сыры, вкуснейшие хлебобулочные изделия, в том числе
знаменитый финский хлеб с отверстием в центре под названием рейкялейпя. А еще
десерты, пирожные, мороженое… Из напитков
– вина красное и белое, пиво, свежевыжатые соки, кофе, чай, молоко. Иными
словами, всё, что душе угодно. Главное тут – суметь вовремя остановиться. Увы,
желудок не безразмерный. Но всё равно так хочется попробовать всего-всего хотя
бы по малюсенькой ложечке. Вот в этом и заключается основная опасность
«шведского стола».
Каждый раз, когда подходило время покидать борт очередного
парома, не хотелось этого делать. Какое счастье, что нам удалось полюбоваться
невиданной красоты закатом и островами, на которых приютились домики, кажущиеся
игрушечными! С открытых палуб вид на просторы Балтийского моря открывался
просто захватывающий.
Стокгольм – город на воде
Знакомство со столицей Швеции началось ранним утром с
посещения Рыцарского острова, самого древнего из четырнадцати островов, на
которых и расположен Стокгольм. Кстати, название города состоит из двух слов –
«сток», что по-шведски означает бревно, и «хольм» - остров. Происхождение
названия связывают с легендой: жители старой, разрушенной врагами столицы
пустили, по обычаю викингов, бревно по воде, и там, где его прибило к берегу,
основали новый город.
Панорама
города Стокгольма
Город необычайно красив, чист, уютен, спокоен. Его география
и история неразрывно связаны с водой, не зря же Стокгольм называют «Северной
Венецией». Здесь солёные воды Балтийского моря сливаются с пресными водами
100-километрового озера Меларен. В городе, которому более 700 лет, много старинных
зданий и нет современных небоскрёбов. Наверное, поэтому здесь так красиво, и ты
чувствуешь себя как дома.
Что удалось увидеть нам в этом красивейшем городе Швеции? Мы
полюбовались Стокгольмским кафедральным собором, погуляли по территории
Королевского дворца и, конечно, как и все туристы, сфотографировались рядом с
гвардейцем, охраняющим дворец. Посетили городскую ратушу, построенную в стиле
национального романтизма в 1923 году. Квадратная стометровая башня увенчана
тремя позолоченными коронами, являющимися символом Швеции. Величественное и
необычное здание из тёмного кирпича, стены которого изнутри покрыты 18
миллионами кусочков золотой и разноцветной стеклянной мозаики, используется для
торжеств и праздничных событий, включая банкет по поводу вручения Нобелевской
премии.
На главной площади
Стокгольма
Самая узкая в мире улица, самый
маленький памятник, самый большой королевский замок в мире… Очень о многом в
Стокгольме хочется сказать «самый». Это ещё и один из самых «музейных» городов
мира: здесь насчитывается около 70 музеев, в которых ежегодно бывает до 9
миллионов человек. Мы посетили самые уникальные из музеев: корабли «Васа» и
«Юнибакен».
Н ам очень понравился музей «Vasamuseet», который посвящен
королевскому кораблю «Baсa», затонувшему во время своего первого рейса в 1628 году.
Подняли его со дна моря лишь спустя 333 года и теперь бережно сохраняют. На
сегодняшний день «Васа» - единственный в мире сохранившийся корабль XVII века.
Он был построен по указу короля Густава Адольфа и по замыслу должен быть самым
сильным военным кораблем в мире: две оружейные палубы несли 64 крупнокалиберные
пушки; это был корабль высотой с 20-этажный дом и весом 1200 тонн. Более 1000
дубов ушло на его строительство. И вот, в воскресный день 10 августа 1628 года,
корабль был спущен на воду. Набережные Стокгольма были полны зрителями, на
торжественную церемонию были приглашены иностранные дипломаты и августейшие
особы. «Васа» поднял паруса и дал холостой залп. Публика замерла в восхищении.
Честолюбивый король Густав II Адольф предвкушал триумф – «Васа» расставил бы
окончательные акценты в сложных взаимоотношениях Швеции с Польшей и вывел бы
королевство в ряды морских супердержав. Если бы не... Через несколько минут
хода под парусами тяжело вооруженный и роскошно украшенный «Васа» начал
крениться, потом на минуту выправился и снова склонил мачты к воде. В этот
момент через открытые пушечные люки начала заливаться вода. И, к всеобщему
ужасу и удивлению, могучий военный корабль завалился набок и медленно затонул.
Великий замысел обернулся грандиозным провалом и трагедией для всего шведского
народа. Это было не только крушение амбициозных планов скандинавского монарха
на укрепление морских позиций Швеции, но и трагедия для всего шведского народа.
Когда спустя три века судно подняли с морского дна, в сохранности
оказалось почти всё – от матросских сундуков с едой и личными вещами до
прекрасных столовых приборов в каюте адмирала.
Мы словно вернулись в детство, посетив музей сказок Астрид
Лингрен «Юнибакен». Путешествие на сказочном паровозике, идущем по волшебной
железной дороге от станции Виммербю в мир фантазий и снов, забыть невозможно.
Мы, не выходя из поезда, посетили домик Мадикен, потом заглянули в Каттхульта,
где Эмиль поднял сестренку Иду на флагшток. Затем мы поднялись в воздух и
«пролетели» над крышами Васастана и сквозь окно попали прямо в комнату
Карлсона, который живет на крыше. Действительно, беспорядок там неописуемый. Во
время путешествия нам встретились крошка Нильс и братья Львиное сердце. Мы
закончили свою поездку в сказочной стране Нангияла и выходили из вагончика
взволнованные приятными воспоминаниями из детства. В уютном кафе
предлагалось отведать тех тефтелек, что так любил таскать «мужчина в самом
расцвете сил». По-доброму завидуешь шведам, которые для своих детей делают всё
возможное, развивая их и воспитывая в любви к своему прошлому, традициям и
литературе.
Спускались мы и в стокгольмское метро, которое является не
только средством передвижения, но и самой длинной картинной галереей мира.
Почти 70 станций оформлены современными художниками с помощью кистей и красок,
дерева, глины и металла и, главное, с помощью собственной фантазии. Всё очень
просто и функционально.
Людмила Каткова. |