Приветствуем Вас, Гость Сегодня: Понедельник, 29.04.2024

 

Последние новости:

Газета Лебяжского района Кировской области «Знамя Октября»

  

  

Главная » 2013 » Май » 6 » Сержант Кузнецов
15:33
Сержант Кузнецов

Скоро 9 Мая - очередной День памяти тех, кто участвовал в Великой Отечественной войне. Просматривая документы Лажской средней школы, заботливо собранные её бывшим директором Фаиной Петровной Тяжельниковой, некоторые документы по истории совхоза «Лажский» и деревни Зайчики, я с удивлением отметил, что в них нет упоминания о моём отце-фронтовике Алексее Сергеевиче Кузнецове. Попробую исправить этот пробел.

Родина – деревня Зайчики

Мой отец Алексей Сергеевич Кузнецов родился в деревне Зайчики в 1921 году, окончил 4 класса Гаврюшатской школы и, как большинство деревенских ребят, учение не продолжил. Учился он вместе с Анной Петровной Смышляевой (сейчас Помыткиной), которая ныне здравствует и проживает в с. Лаж. Есть фотография, на которой они запечатлены на каком-то районном слёте активистов, скорее всего, заведующих сельских клубов. В Гаврюшатском сельском совете была комсомольская ячейка из 15 человек, членами которой были мой отец и Аня Смышляева.

Года четыре он работал в колхозе, потом окончил курсы бригадиров и в 16 лет встал во главе одной из колхозных бригад. Видимо, отец обладал не только организаторскими способностями, но и имел творческую жилку. В колхозе, помимо бригадирства, он был ещё и редактором стенной газеты, в которой по решению правления не только высмеивал недостатки колхозного строительства, но и рассказывал о трудовых успехах и достижениях колхозников.

После завершения строительства Гаврюшатского сельского клуба, в 1938 году, отец стал его заведующим. Рассказывают, что он организовал в клубе самодеятельность, готовил небольшие постановки, делал совместно с Григорием Пономарёвым световую газету, которую показывали в зале клуба перед фильмом. Карикатуры на нерадивых колхозников Григория Пономарёва и хлёсткий текст к ним Алёши Кузнецова заставляли ёжиться от неудобства многих прогульщиков колхозной работы и любителей горячительных напитков.

На службе в РККА

В сентябре 1940 года отца призвали на службу в Рабоче-крестьянскую Красную армию. Как сын вдовы-крестьянки, передовик производства, культработник, он легко получил обязательную рекомендацию сельсовета для службы в РККА.

В первый год службы после принятия присяги на верность Родине ему пришлось заниматься ответственной хозяйственной работой – был начальником склада мотопехотного полка. Через полгода началась Великая Отечественная война, которую он встретил на рассвете 22 июня 1941 года в Латвии в составе Западного фронта. Отступая с боями до самой Москвы, молодой солдат испытал горечь поражений, унижения и обиды за несоответствие между заявлениями руководства страны о разгроме врага на его территории в случае агрессии и жестокой реальностью поражения. За бои под Москвой отца наградили медалью «За оборону Москвы». Медаль и удостоверение к ней не сохранились. Осталась только запись в красноармейской книжке.

В ходе войны отец поменял профессию – стал сначала наводчиком 37-миллиметрового зенитного орудия, а потом и командиром расчёта. Мне удалось проследить его боевой путь по документам войны, восстановить названия частей: 42-я армия резерва Главнокомандования, созданная в августе 1941 года, 42-я зенитная артиллерийская дивизия, 714-й зенитный артиллерийский полк, 3-я батарея. В ходе сражений шли переформирования соединений, менялись названия частей и фронтов. 4-я армия в ходе войны входила в Северо-Западный, во 2-й Прибалтийский и Ленинградский фронты, полки и дивизионы меняли свои названия. Свою военную службу отец закончил в составе 882-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона.

Кстати, одним из разработчиков автоматической малокалиберной зенитной 37-миллиметровой пушки, расчётом которой командовал мой отец, а именно её уникального прицела, был инженер Лев Вениаминович Люльев. В армии после института я служил в войсках противовоздушной обороны на зенитно-ракетном комплексе, к производству ракет для которого Л.В. Люльев имел непосредственное отношение, а 1985 году я работал в его конструкторском бюро ОКБ «Новатор» на заводе им. Калинина в Свердловске и занимался противоракетной тематикой. Лев Вениаминович к тому времени был дважды Героем Социалистического Труда, лауреатом Государственных премий. Вот она - связь времён и поколений!

Война – тяжёлая работа

Воевал отец так же хорошо, как и работал. Читаю приказ №27 от 28 марта 1943 года по 714 артиллерийскому полку противовоздушной обороны о награждении медалью «За отвагу» красноармейца Кузнецова Алексея Сергеевича: «Наводчик орудия 3 батареи Кузнецов А.С. в бою в районе деревни Вязки 7 марта 1943 года в составе расчёта своей чёткой работой обеспечил сбитие самолета противника «Ю-87», тем самым помог батарее выполнить поставленную боевую задачу».

Эти скупые строчки документа, копию которого я получил на руки, поразили меня своей простотой и точностью описания событий. Я не случайно выделил слово «работа». У военных, каковым я сам являюсь, для каждого случая есть свои специфические термины, которыми командир может описать событие. Здесь же всё просто – солдат выполнил на «отлично» под бомбами противника свою фронтовую работу: уничтожил пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-87» - «лапотник», как его называли на фронте за неубирающееся шасси. Это тот самый пикировщик, который с рёвом сирены входил в пике для бомбометания, неся смерть полутора тоннами бомб. Сбитый бомбардировщик не донёс свои бомбы до цели, и от этих бомб не был разрушен прикрываемый объект, не погибли солдаты и офицеры Красной армии. Медаль «За отвагу» высоко ценилась солдатами, она доставалась кровью. Запись об её вручении внесена в орденскую книжку отца.

Бои в северо-западной части Советского Союза были затяжными. С 1941 года по 1944-й с переменным успехом наши и немецкие войска вели наступательно-оборонительные сражения, в которых погибло большое количество солдат и офицеров с обеих сторон.

С июня 1942 по июнь 1943 года 42-я зенитная артиллерийская дивизия уничтожила 40 самолетов противника, с июня 1943 по июль 1944 года она прикрывала наземные части 1-й и 4-й ударных армий под Старой Руссой, мосты и переправы. Полки дивизии прошли путь длиной в 1000 км от Старой Руссы и Полоцка до плацдарма реки Великая и города Двинска. За взятие города Двинска вся дивизия, её командир полковник С.С. Быко-Янко отмечены Приказом Верховного главнокомандующего от 27 июля 1944 года. Объявили благодарность товарища Сталина и моему отцу.

Зенитные артиллерийские батареи дивизии и пулемётные расчёты сбили за полгода 1944 г. ещё 44 самолета противника, отразили до 60 воздушных налетов общей численностью до 950 самолетов «люфтваффе».

Прямой наводкой по самолётам,обозам и дотам

Зенитки и пулеметы использовались не только для поражения воздушных целей. В июне 1944 года боевые расчёты уничтожили 10 автомашин и 12 повозок, до ста солдат и офицеров неприятеля. Объекты прикрытия, в основном переправы, не пострадали. В 1944 году наши войска прорвали блокаду Ленинграда и вошли в прибалтийские республики, где наступательные бои были очень кровопролитными. Ещё одну благодарность Верховного главнокомандующего отец получил за взятие города Рига.

Из представления к награждению орденом Красной Звезды сержанта Кузнецова Алексея Сергеевича, 6 февраля 1945 года: «Работая командиром орудийного расчёта в боях с немецко-фашистскими захватчиками, проявил мужество и отвагу. В ноябре 1944 года, будучи на прямой наводке, тов. Кузнецов метким огнём своего орудия подавил пулемётную точку и уничтожил 10 солдат и офицеров противника. За период с 1 по 3 февраля 1945 года, находясь в боевых порядках пехоты в районе Сталмани, расчёт Кузнецова уничтожил четырех солдат противника и две повозки с боеприпасами. Кроме того, сержант Кузнецов на боевом счету своего орудия имеет 10 сбитых самолётов противника». Говорят, летчикам за такое количество сбитых самолетов присваивали звание Героя Советского Союза.

И снова простые слова: «работая командиром». Война – это работа, самая тяжёлая во всех смыслах. Из 173 сбитых полком немецких самолетов 10 уничтожил боевой расчёт зенитного орудия моего отца – результат отличной солдатской работы. Зенитные расчёты, в отличие от летчиков-истребителей, не вели свободный поиск противника. Зенитки всегда ставились на самых ответственных участках фронта – у мостов, переправ, прикрывали стратегические участки. И немцы нещадно бомбили эти самые важные объекты, нанося по ним массированные удары с воздуха. В прямом смысле – зенитчики всегда на передовой.

Из Новгородской и Ленинградской областей наступающие войска вошли в Курляндию – Прибалтику, в 1945 году в Восточную Пруссию (ныне Калининградская область). Войну отец закончил именно там.

После войны в течение года отец продолжал служить в 882-м отдельном зенитном артиллерийском дивизионе, в который был преобразован его полк, а по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 20 марта 1946 года в июне этого же года после 6 лет службы он был демобилизован из армии и вернулся домой, живой и здоровый. Ему повезло – ранения и контузии миновали его.

Мирная жизнь

Как не было проводов отца на войну в 41-м, так и не случилось пышной встречи в победном 45-м году. В деревне не хватало рабочих рук. Призванные на войну здоровые крепкие мужики вернулись обратно инвалидами, более 20 односельчан погибли на фронтах, большинство из них числились без вести пропавшими, и только после войны их, пропавших, по решению правительства признали погибшими и дали некоторые льготы семьям.

Отец четыре года работал бригадиром и заместителем председателя колхоза «Путь», потом два года – заведующим сельским клубом в деревне Гаврюшата, а с 1952 года - бригадиром колхоза им. Ленина, куда вошли колхозы «Путь», «Путеводитель» и другие колхозы Гаврюшатского сельсовета, бригадиром комплексной бригады огромного неуправляемого колхоза «Правда», управляющим 1-м отделением сов- хоза «Лажский». За добросовестную работу в 1958 г. его наградили медалью «За трудовую доблесть», в 1966 году – орденом Трудового Красного Знамени.

В 1973 году отца избрали председателем Лажского сельского совета. Доверие односельчан он оправдывал с честью, и его до сих пор вспоминают теплыми словами.

По выходу на пенсию в 1982 году отец переехал на постоянное место жительства в город Свердловск, через год перевёз маму и сестру, которая окончила в 1983 году среднюю школу.

В 1988 году я уезжал в служебную командировку в Афганистан. Проводы были простыми, большинство приглашённых не понимало до конца, что это не совсем рядовая командировка, и только необычный проникновенный взгляд отца, который я потом неоднократно вспоминал, выдавал его знание, куда я еду, и чем всё это может закончиться.

9 мая 1995 года в день 50-летия Победы, за несколько дней до смерти отца, мы, как обычно, собрались у родителей. Погода была теплая, распустились нарциссы. Мы с женой, вырвав все цветы на своём огороде, насобирали 51 цветок, подарили этот букет ветерану. Он был тронут до глубины души, за столом плакал, вспоминая свою фронтовую молодость. Сокрушался, что мы, народ-победитель, живём намного хуже побеждённых немцев, и как насмешку получаем от Германии гуманитарную помощь пакетами сухого молока и другими продуктами. Позор для Великой страны. Отец рассказывал, что в 45-м в Пруссии наступающие войска находили в подвалах немецких бюргеров запасы продуктов, копчёные окорока и колбасы, хлеб и вино. С тем через четыре дня и умер...

Мой отец, переехав в Свердловск, встал как участник войны в очередь на жильё. Ему был тогда 61 год, и теплилась надежда на получение благоустроенной квартиры. Начиналась горбачевская перестройка. По заверению руководства страны, к 2000 году каждая семья, а не только ветеранская, должна была иметь своё жилье. Не получилось, как всегда.

Отец с сожалением констатировал, что очередь стремительно убывает за счёт умерших фронтовиков. Он был точно так же, как и другие, из этой очереди исключен, получив свои квадратные метры на кладбище. Военкомат отказал в получении положенной субсидии на памятник ветерану Великой Отечественной войны, а мы, его дети, не стали биться за те деньги, сами поставили обелиск-памятник.

Переехав в город, он не стал сидеть дома, устроился во вневедомственную охрану и до самой смерти в ней проработал.

Поражала его любознательность. Будучи уже пожилым человеком, отец ездил по городу, смотрел достопримечательности. Приезжал ко мне в политехнический институт, и я устраивал ему экскурсию по учебному заведению, показывал общежития и учебные корпуса (кстати, одним из руководителей крупнейшего ВУЗа на Урале - Уральского федерального университета - является наш земляк, уроженец посёлка Лебяжье Сергей Тихонович Князев), ходил по магазинам, обязательно заходил на колхозный рынок и что-нибудь там покупал на пробу: кусочек копчёного мяса, а мясо он отменно коптил и сам, или солёного сала, обязательно пробовал капустку или огурчики.

Он с удовольствием общался с односельчанами, которых на Урале проживает много, по возможности ездил к своему товарищу Юрию Петровичу Санникову.

Жизнь его была активной и насыщенной, и я помню своего отца деятельным, творческим, деловым, мастеровым, порядочным, уважаемым человеком, с которого беру пример и сейчас.

Сергей КУЗНЕЦОВ,

г. Екатеринбург.

Просмотров: 1433 | Добавил: Зинаида | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1 smush  
Отлично помню, Сергей, твоего отца. Да, он у тебя такой. Через 3 дома вниз вы жили. Соседи. Нам с тобой повезло, отцы вернулись живые и нам жизнь дали и сохранили. Вечная им память и слава!

2 Alekc  
Собраться с мыслями, на любом этапе своей жизни удается не каждому. Слава Богу, что тебе это удалось брат! Меня всегда поражала скромность моего отца. Он не вспоминал о войне, наградах, грамотах, скромных выдержках в газетах. У него для всех была открыта душа.  Люди, окружавшие его, грелись у этого костра неиссякаемой энергии жизни. Поэтому Бог оставляет таких людей жить на земле. Жить для людей, для детей, для внуков. Алексей Сергеевич был настоящим человеком, моим отцом! Брат, ты молодец, что поддержал знамя нашей фамилии.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вход

Поиск

Поиск


//znamya.ucoz.ru/Foto-operator-2/08-2023/baner_dostizhenija.jpg
 

Гл. редактор

Адрес редакции:

Телефоны:

Г.В. Вараксина.

613500, пгт Лебяжье Кировской области,
ул. Комсомольская, 5, каб. 217, каб. 223, каб. 224.

www.znamya.ucoz.ru

E-Mail - Pressleb@rambler.ru

Гл. редактор - 2-05-51
Менеджер по рекламе (тел./факс) - 2-01-77
Корреспонденты - 2-05-42
Компьютерный набор, вёрстка - 2-01-77

Copyright Редакция газеты «Знамя Октября»© 2010-2024 | Хостинг от uCoz

Web-дизайн: Alex Spacon, Alex_Spacon@pochta.ru