Перед началом войны младшие классы занимались в здании начальной школы (бывший
интернат). В июле 1941 года в село из блокадного Ленинграда привезли 70
маленьких ленинградцев, чтобы спасти от холода и голодной смерти.
Жители села не оставляли детей в беде: поддерживали, как могли, оказывали
посильную помощь.
Синцовцам из обслуживающего персонала
запомнились два воспитателя - Мура и Зина. Заведующей была пожилая женщина,
Екатерина Алексеевна Бирюля. Когда кончилась блокада, за детьми стали приезжать
родители. За некоторыми приехать уже было некому: родители умерли от голода или
погибли на фронте. Таких дошколят определили в детский дом и позднее увезли
обратно.
В то время под начальные классы
пришлось приспосабливать свободные деревенские избы, в которых ребята учились
всю войну. Старшеклассники учились в здании бывшей церкви. А так как здание было
высокое и ветхое (ремонтировать было некому: мужчины ушли на фронт), почти во
всех классах было холодно. Для ремонта не было и строительных материалов. Мёрзли
так, что всю зиму приходилось сидеть в верхней одежде. Синели от холода руки,
застывали тряпка у классной доски и чернила. Да разве это были чернила? Ребята
сами разводили сажу водой или брали свекольный сок. Вот этим и писали. Не было
бумаги - писали на газетах, на книгах между печатными строками. Хуже всего
обстояло дело с учебниками - по одному на каждый класс. Не было и электрического
освещения - учили уроки при керосиновой лампе.
В то время учителями работали супруги
А.И. и В.И. Бахтины, их сын Владимир Андреевич, В.А. и Г.М. Маточкины (династия
учителей), В.А. Путинцева, А.И. Третьякова и другие. Директорами были Александр
Иванович Третьяков и Владимир Андреевич Бахтин (ушёл на фронт и не вернулся).
Несмотря на трудности, изменений в
учебной программе не было. Преподавали русский язык, литературу, математику,
геометрию, физику, химию, немецкий и военное дело. Хотя не хватало книг, в школе
была мелкокалиберная винтовка, проводились учения по стрельбе. Для всех ребят
было организовано горячее питание: каждый день готовили похлёбку из картошки и
ржаной муки, иногда её заправляли пшеничной мукой. Давали и 80-100 граммов
ржаного хлеба, который всем казался булкой. Ведь дома он был с примесью травы, в
лучшем случае - с картошкой. Продукты в небольшом количестве выделял колхоз, и
кое-что собирали с пришкольного участка. На Новый год выделяли муку, и повара
столовой пекли пряники. Их каждому ученику вручал сам директор А.И. Третьяков.
Денег на школу государство не
выделяло, поэтому учителям и ученикам поддерживать школу приходилось самим:
надеяться было не на кого. Дрова для отопления иногда привозил колхоз. Тогда
отменялись уроки и устраивались субботники, старшеклассники кололи дрова, а
младшие носили и складывали их.
Во время войны школьники собирали
металлолом и приносили в школу. Но гораздо труднее было собрать весной березовые
почки, по 200 граммов на человека.В некоторых семьях дети не посещали школу,
потому что не в чем было ходить. Большинство учеников даже зимой ходили в
лаптях. Никто не требовал обязательного посещения школьных занятий, однако у
ребят было большое желание учиться.
Плохо одеты, плохо обуты, не всегда
сыты, они учились, не забывая о том, что их отцы и старшие братья на фронте. И
если с фронта приходила страшная весть, мужественно переносили утрату, вместе с
детьми переживали и учителя. Горе каждого было общей бедой. Жители села до сих
пор удивляются, как могли выстоять. Скорее всего, была у людей уверенность в
том, что мы победим, и жизнь наладится.
Лишения военной поры
сблизили людей
К концу войны, хотя жить было не
просто, настроение улучшалось. Дети спрашивали у учителей, сколько осталось до
Берлина. Все чувствовали приближение победы. И вдруг 7 мая всех учеников
построили у школы, и директор школы А.И. Третьяков объявил, что Берлин взят,
занятия отменяются. А 9 мая всех снова около школы собрали на линейку, и он
объявил: «Германия капитулировала! Победа!» После происходило что-то
невообразимое! Часть учеников откровенно радовалась: смеялись, пели, прыгали от
радости. Те, кто потерял в эти годы близких, горько плакали.
То же самое происходило, когда
ленинградские дети уезжали домой и в детские дома. Их провожали всем селом.
Трудности и лишения военной поры
сблизили людей, заставили забыть обиды, научили совместно решать проблемы,
переживать горечь потерь и помогать друг другу. Школе помогали родители,
бабушки, старшие сёстры учеников. Учителя, работавшие в Синцовской школе в эти
годы, считали, что им одним было бы не одолеть трудную задачу воспитания и
обучения детей. Все вместе: родители, ученики и учителя - трудились в колхозе,
помогая приблизить победу.
При подготовке использованы материалы
Елены Бахтиной, Натальи Пушкарёвой. |