Приветствуем Вас, Гость Сегодня: Пятница, 17.05.2024

 

Последние новости:

Газета Лебяжского района Кировской области «Знамя Октября»

  

  

Главная » 2015 » Август » 7 » Элеватор. Пути становления
13:47
Элеватор. Пути становления

Строительство элеватора - это одно из наиболее значительных событий в истории района. В 2015 году Лебяжскому элеватору исполняется 75 лет.

Моя бабушка, хотя ей было за 60, пешком ходила из Лебяжья в Товалдырь и обратно, что довольно далеко: деревня находилась в трёх километрах от с. Синцова. Иногда бабушка брала и меня. Естественно, уставали и в пути отдыхали. Но как только проходили Комаровскую рощу, и была видна крыша элеватора, бабушка говорила: «Ну вот, скоро наш дом». Сразу откуда-то появлялись дополнительные силы, и хотя ещё надо было идти целый час, преодолевать остальные километры было легче. В общем, элеватор служил для путников путеводной звездой.

Сложный технический объект

В масштабе района - это самый большой технический объект со сложной инженерной инфраструктурой. Например, вы привезли зерно для сдачи государству. Сначала нужно сдать анализы зерна, затем проехать проходную, где охрана тщательно проверяет документы. Затем автовесы и приёмное отделение. Там подъёмник опрокидывает машину, и зерно поступает в бункер. Дальше система подземных галерей, зерно проходит тепловую обработку - сушку и направляется на хранение в один из складов. Всего на элеваторе их 10. А далее процесс хранения зерна, очень сложная и ответственная работа.

Самое высокое здание - это силосный корпус, стены которого изготовлены из деревянных брусков толщиной 6 см, шириной 15 см, снаружи обшиты шифером. Внутри корпуса в вертикальном положении находятся силоса - ёмкости для хранения зерна, изготовлены также из деревянных брусков. Форма силоса - квадрат, наибольшая высота 18 метров. Имеются две галереи, нижняя и верхняя, последняя располагается на высоте 30 метров. Галереи соединены вертикальной норией.

По транспортёрам и нории проходит цикл перекачки зерна. Обслуживают транспортёры женщины. Работа очень ответственная, надо правильно пользоваться механизмами, в противном случае классное зерно может оказаться в категории зернофуража (смешивание зерна разных видов и сортов).

Очень ответственная работа и у бригады слесарей. Нужно, чтобы все крутящиеся механизмы соответствовали техническим условиям. А если длина транспортёрных линий достигала одного километра, то число роликов и прочих крутящихся механизмов исчислялось тысячами. И всё это нужно проверить, отрегулировать, заложить смазку. Все знали, что объект взрывопожароопасный, и поэтому работали на совесть. В весенне-летний период происходила отгрузка зерна на баржи по системе транспортёрных линий; производился отпуск зерна и муки для потребителей. Зерно сушили на двух сушилках, гордостью предприятия была сушилка «Целинная», где зерно проходило сушку в автоматическом режиме, за один час можно было обработать много тонн зерна.

Как зерно сушили

В связи с созданием колхозов появилось и товарное зерно. Но его нужно сортировать, сушить, хранить. Для этого существовали молотилки на конной тяге, веялки с ручным приводом, ну а зерно сушили на печах. Большая колхозная печь топилась дровами. А на печи лежал слой зерна. Раздавали зерно для сушки и колхозникам. Нам, ребятишкам, было приятно после игр на улице лежать на печи, спрятав ноги в тёплое зерно. Всё примитивно. Поэтому в 30-х годах в нашем регионе был создан трест «Элеваторстрой» с конторой сначала в Кирове, затем в Казани. Было принято решение о строительстве элеваторов в Советске, Малмыже (Гоньба) и в Удмуртии, а также и в Лебяжье. Для этих целей изготовили типовой проект и смету. Начало строительства в 1937 году, окончание - в 1938-м. Таким было плановое задание. Увы, в реальности оказалось всё иначе.

Что представляло собой село Лебяжье в 1937 году? Это улицы: Кооперативная до здания школы, Советская до перекрёстка с улицей Комсомольской, которая заканчивалась у дома, где сейчас проживает семья И.М. Дудорова. А далее было поле, куда зимой временами прилетали самолеёты и производили рулёжку около стадиона школы.

Имелись ещё улицы Первомайская, Милицейская, Базарная, Коммуны с несколькими домами каждая. Чуть в стороне - больничный городок, д. Желтёнки и МТС. Никаких промышленных предприятий не было. Поэтому квалифицированных кадров рабочих также не было. Архивных документов о строительстве элеватора очень мало, живых участников строительства нет и их воспоминаний также нет. Поэтому очень сложно воссоздать события тех лет.

План строительства не выполнялся

План 1937 года был выполнен лишь на 36 процентов. В пояснительной записке о причинах невыполнения плановых заданий было указано: изыскательские работы не проводились, поэтому строители при рытье котлована обнаружили скальные породы, которые можно было преодолевать вручную лишь с применением на 70 процентов металлических клиньев. Полное отсутствие квалифицированной рабочей силы и механизмов. Единственная бетономешалка была неисправна, из двух автомашин ЗИС-5 одна была неисправна, другая из-за отсутствия проезжих дорог использовалась на 30 процентов. Имелись три лошади. Была ещё лебёдка для подъёма грузов с берега реки. Удорожание строительства ввиду отсутствия механизмов было примерно в 2-3 раза.

Подвозка строительных материалов осуществлялась в большинстве своём на лошадях из г. Советска и даже Котельнича. Надо было ежедневно направлять не менее 40 подвод в Советск. А согласно плановым заданиям необходимо было завезти 88 тонн цемента, 60 т извести, 407 куб. м песка, железа более 14 тыс. тонн (так в записке), гвоздей 5,4 т, леса-кругляка 350 куб. м, 652 куб. м пиломатериала; стекла, шифера, толи и другие материалы.

Поэтому сельсоветы получили разнарядки о выделении гужевого транспорта, которые не всегда выполнялись, так как в колхозах всегда была работа. В летнее время часть материалов доставляли водным путём. Бутовый камень поставляла промартель, которая его добывала в районе д. Быково Елькинского сельсовета. От какой организации работала она, неизвестно. Использовали часть кирпича от разрушенной церкви в с. Лебяжье. Известь завозили с территории Смышляевского сельсовета, алебастр из Уржумского района, лес сплавляли из г. Советска, частично заготовляли сами.

К концу 1937 года было заготовлено 1084 куб. м бутового камня, 53 т извести, 88 т цемента, 716 куб. м песка, 38 куб.м щебня, 950 куб. м леса, 46 тыс. штук кирпича. Были возведены временные сооружения: леса машинного здания, соединительной галереи, трап приёмного амбара, стремянки силосов корпуса, лотки для подноски воды к силосам корпуса, автогараж, яма для гашения извести, навес для цемента, ворот на берегу реки, временная силовая станция для подъёмника, кубовая, кузница, бензинохранилище, сараи для саней, дров и др.

Наём рабочей силы проводился на территории Лебяжского и других районов области и Марийской АССР. И число работающих достигало 500 и более человек. А всех надо где-то разместить, обеспечить горячим питанием. В общем, трудности были неимоверные.

Отсутствие квалифицированных каменщиков, арматурщиков, плотников служило основным препятствием к выполнению плановых заданий. Поэтому качество строительства, организация труда были на низком уровне. Стены элеватора возводились из деревянных брусков, которые должны поступать из Малмыжского и Советского районов. Однако плановые поставки не выполнялись в полном объёме, поэтому фактически бруски изготовлялись кустарным способом, ведь в то время в колхозах пилорам не было.

Силами пяти районов

Строительство элеватора легло тяжким бременем на плечи нашего и соседних районов. В 1939 году временно или постоянно работало более одной тысячи человек из Лебяжского, Советского, Санчурского, Сернурского и Параньгинского районов. По всей вероятности, желающих работать было недостаточно, так как вербовщик получал взыскания за плохую работу по вербовке людей и лошадей с подводами. Но, тем не менее, к июлю 1939 года были построены: силосный корпус, соединительная галерея, приёмный амбар, автовесы, силовая станция с генератором мощностью 57,5 кВт, первая очередь насосной станции. В стадии окончания строительства были: сушилка, жилой барак, вторая очередь насосной станции.

Таким образом, менее чем за два года было построено самое высокое сооружение в нашем посёлке. Возведение такого сложного объекта в довольно непростых условиях, это, прежде всего, результат самоотверженного труда граждан нашего и соседних районов. А руководил строительством Д.А. Стефанов.

В 1940 году был произведён пробный пуск всех механизмов и приёмка зерна от колхозов. С этого года и началась история Лебяжского элеватора, который нынче отмечает 75-летний юбилей.

Леонид ОНУЧИН

Просмотров: 971 | Добавил: Зинаида | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вход

Поиск

Поиск


//znamya.ucoz.ru/Foto-operator-2/08-2023/baner_dostizhenija.jpg
 

Гл. редактор

Адрес редакции:

Телефоны:

Г.В. Вараксина.

613500, пгт Лебяжье Кировской области,
ул. Комсомольская, 5, каб. 217, каб. 223, каб. 224.

www.znamya.ucoz.ru

E-Mail - Pressleb@rambler.ru

Гл. редактор - 2-05-51
Менеджер по рекламе (тел./факс) - 2-01-77
Корреспонденты - 2-05-42
Компьютерный набор, вёрстка - 2-01-77

Copyright Редакция газеты «Знамя Октября»© 2010-2024 | Хостинг от uCoz

Web-дизайн: Alex Spacon, Alex_Spacon@pochta.ru