Покупка
новых автобусов в Кировской области сейчас самая обсуждаемая тема. Власти
озвучили, что планируется закупить 117 новых автобусов большого и малого
классов. Действительно, никто и не припомнит, когда регион закупал хотя бы пару
десятков единиц техники для перевозки пассажиров. В интервью министр транспорта
Кировской области Николай Соколов подробно рассказал о планах по обновлению
общественного транспорта в регионе.
– Николай Анатольевич, давно говорят, что нужно закупать новые автобусы, но 117
единиц техники звучит довольно громко. Неужели региону нужно именно столько?
– На самом деле для организации общественного транспорта в Кировской области
нужно еще больше новой техники. На сегодняшний день в регионе обслуживается
более 400 регулярных маршрутов. Мы провели анализ подвижного состава, результаты
показали – износ парка составляет 85%. А это напрямую влияет на удорожание
стоимости проезда за счет дополнительных затрат на техническое обслуживание и
ремонт автобусов. Если не начать сейчас обновлять подвижной состав, то мы либо
получим увеличение тарифов на перевозку пассажиров, причем они будут
экономически обоснованными, либо же компании обанкротятся и возить людей будет
некому. 117 автобусов – это только начало, это первый шаг.
– Многие считают, что пассажирские перевозки - это прибыльный бизнес. Так ли
это?
– Я бы это назвал социально-ориентированным бизнесом. Это работа для людей и про
людей. Не буду скрывать, есть и маршруты, которые особой прибыли не принесут, но
мы обязаны их осуществлять.
– Как вы выходите из этой ситуации, когда перевозчики не заявляются на маршруты?
– Здесь подключаем АО «КировПассажирАвтотранс», являющийся государственным
предприятием. КПАТ осуществляет перевозку пассажиров на более 40 %
межмуниципальных маршрутов. Мы регулярно проводим открытые конкурсы на перевозку
пассажиров, проводим переговоры с перевозчиками, приглашаем их к участию в
конкурсных процедурах на маршруты, однако ввиду низкого пассажиропотока и
убыточности отдельных маршрутов перевозчики в конкурсе не участвуют. АО «КПАТ» и
закрывает эти маршруты, обеспечивая транспортным сообщением населенные пункты.
Кстати, в этом году предприятие оформило в ФБУ «Росавтотранс» все документы, в
результате с 1 августа открылся долгожданный маршрут Йошкар-Ола — Киров, который
жители Санчурска ждали с нетерпением.
Также предприятие полностью обеспечивает пассажирские перевозки на муниципальных
маршрутах в Немском, Сунском районах. Скоро выйдет и в Верхнекамский район, где
также перевозчики отказались работать. Знаю, что глава района провел переговоры
с перевозчиками по организации маршрутов в районе, но только «КПАТ», понимая всю
социальную важность, согласился выйти на маршруты.
– Вернемся к закупке автобусов. Было озвучено, что будут закуплены автобусы
малого и большого классов. Почему именно они?
– Мы основывались на пассажиропотоке. Безусловно, самый высокий пассажиропоток у
нас в областном центре – городе Кирове. Поступает множество жалоб по поводу
переполнения автобусов, особенно в часы пик. Конечно, в таких условиях очень
сложно соблюдать нормы, установленные Роспотребнадзором — санитарную дистанцию.
Кроме того, появляются новые микрорайоны, где количество жителей растет, в
основном, это молодые семьи с детьми, мамы передвигаются с колясками, а вместе с
этим растет и потребность в больших автобусах. Планируется закупить 67 единиц
этой категории. Для понимания, город Киров в этом году закупил автобусы в
основном только среднего класса. В районах области, конечно, пассажиропоток
меньше: по сравнению с предыдущими годами пассажиропоток сократился на более,
чем на 30 %, поэтому для них планируется закупить 50 единиц малого класса.
Стратегическая задача правительства Кировской области в сфере пассажирских
перевозок — это повысить качество транспортных услуг и безопасность на дороге, а
также увеличить количество техники, работающей на газомоторном топливе, которое
оказывает наименьшее воздействие на экологию. Жители Кировской области должны
ездить в комфортных условиях. Поэтому особое внимание уделили комплектации
автобусов. Все транспортные средства будут обеспечены необходимым оборудованием
для осуществления пассажирских перевозок в соответствии с требованиями
действующего законодательства, а также рядом дополнительных опций. Самое
главное, что они будут на гарантии.
– «Куда такая спешка?» - это самый главный вопрос, который сейчас озвучивается.
– Хочется спросить, а чего мы постоянно ждем? О том, что область планирует
обновить автопарк автобусов говорилось еще зимой 2020 года. Изучая коммерческие
предложения производителей, было заявлено, что с 1 октября цены на газовые
автобусы могут вырасти. Проверить эту информацию может каждый: достаточно
запросить коммерческое предложение у производителей.
В то же время автобусы нужны в настоящее время, если будем ждать, то вместо 117
автобусов мы сможем купить менее 100 единиц. Мы все же заинтересованы купить,
как можно больше техники.
– Производители объяснили, почему цены растут?
– Огромный спрос, рост цен на комплектующие. Федерация поставила перед регионами
задачу по переходу на газомоторное топливо в сфере пассажирских перевозок.
Каждый регион сейчас предусматривает средства на закупку техники. Например,
только Санкт-Петербург в следующем году планирует закупить почти 3 тысячи
автобусов. В этом вопросе нас никто ждать не будет.
– Недавно президент страны Владимир Путин поручил правительству РФ сформировать
программу по обновлению подвижного состава в регионах. Многие предлагают
подождать ее выхода и принять в ней участие. Что думаете на счет этого?
– Никто никогда не говорил, что Кировская область не будет участвовать в новых
федеральных программах, наоборот, мы заинтересованы в этом. Однако в каждой
программе есть условия участия в ней. Так вот, программа по обновлению
подвижного состава предусматривает участие субъектов при наличии магистральных
маршрутов, с жесткими требованиями по интервалам движения. При этом закупка
техники в рамках
данной программы предусматривает, что перевозчики за счет собственных средств
оплачивают свыше 40 % стоимости автобуса, софинансирование федерального бюджета
составляет не более 60 % за одну единицу. Например, автобус стоит 10 млн.
рублей, из них порядка 4 млн. рублей должен предусмотреть перевозчик в своем
бюджете. Никто не запрещает перевозчикам участвовать в этих программах,
пожалуйста, если есть средства, то, конечно, надо участвовать.
Мы же говорим о полном финансировании из областного бюджета, без участия средств
перевозчиков.
– Правда, что после покупки новых автобусов плата за проезд не поднимется?
– Это наша цель! Вы же сами наблюдаете ситуацию, когда речь заходит о тарифах на
проезд: каждый год перевозчики просят поднять тариф в связи с большими затратами
на обслуживание автобусов. А обновляя подвижной состав, существенно сокращаются
затраты на обслуживание транспорта за счет снижения затрат на техническое
обслуживание и ремонт, а жители Кировской области получают качество и комфорт. |