Почему в Лиге безопасного интернета бьют тревогу
Сегодня каждый ребенок вполне
свободно ориентируется в виртуальном пространстве. Для маленьких пользователей
американские IT-гиганты создают не только увлекательные игрушки с целыми
виртуальными мирами внутри, но и «детские версии» взрослых сервисов, таких,
например, как детский Instagram* или приложение YouTube Kids.
Цель – получение прибыли
Тревогу забили в Лиге безопасного
интернета. По словам общественников, детей нужно защищать от контента, который
есть в этих «детских версиях». Дело в том, что, по мнению российских экспертов,
модерацией опасного контента, влияющего на психику детей, на этих ресурсах никто
не занимается. В YouTube Kids, например, есть такая функция, как
автовоспроизведение, которая позволяет алгоритму сервиса запускать ролики,
рекламирующие диеты или даже видео, призывающие детей к суициду. При этом
родителям подобный контент отследить бывает весьма проблематично.
– К сожалению, основная цель даже, на
первый взгляд, невинных инициатив, направленных на создание комфортной и
безопасной интернет-среды, — это получение прибыли. А в погоне за ней корпорации
стремятся как можно сильнее привязать к себе пользователей, и дети, увы, слишком
часто становятся жертвами манипулятивного дизайна и недостаточной модерации, –
говорит Екатерина Мизулина, директор Лиги безопасного интернета.
Синдром подавленной воли
В том, что родительский контроль
необходим в любом случае и по контенту, и по количеству времени, проведенному
ребенком в интернет-пространстве, убеждена и семейный психолог Надежда Бушмелева.
– Отношусь адекватно к процессам
развития детей в цифровой сфере и к созданию детских виртуальных миров. Основной
вопрос в том, что нужно сделать, чтобы нашим детям было интересно оставаться с
нами, и реальная жизнь их увлекала не меньше виртуальной, – говорит Надежда
Бушмелева. – Знакомясь с виртуальными друзьями, общаясь с ними на разные темы,
выражая себя в придумывании разнообразных героев, миров, разрабатывая и пробуя
всевозможные стратегии выживания, проходя квесты, они забывают порой о
реальности: поесть, погулять, постепенно теряя навыки живого общения и
социализации.
Ученые доказали, что полная
погруженность в «виртуальный мир» меняет психику детей, стирает ориентиры, цели
в реальной жизни, и зачастую такие дети легче поддаются любой манипуляции,
начиная воспринимать реальный мир, как игру.
– Повышается раздражительность, ребёнок становится агрессивным при малейшем
столкновении с реальностью, требованием родителей или учителей, - рассказывает
Надежда Бушмелева. – У таких детей можем наблюдать признаки «синдрома
подавленной воли», когда ребёнок возвращается из виртуального мира в реальный.
Так как в виртуальном мире быть победителем или супергероем намного проще, чем в
реальном, появляется апатия, нежелание что-либо делать, потеря смыслов быть в
реальности.
Влияет всё
При этом на подростков влияет
абсолютно все: и дизайн, и рекомендательные сервисы, и недостаточная модерация
опасного контента. Так, Instagram (компания-владелец Meta признана
экстремистской организацией) родители обвинили в том, что он понижает самооценку
девочек-подростков и способен привести к серьезным психическим расстройствам.
Тогда на волне возмущения корпорация пообещала приостановить это – но не
прекратить.
Кстати, в прошлом году YouTube Kids
также подвергался критике за то, что пропускал жестокие материалы, и компания
даже предупреждала родителей, что ее системы могут не исключать весь
неприемлемый контент.
Это и понятно, многие американские
корпорации целенаправленно разрабатывают алгоритмы, которые максимально
вовлекают и удерживают несовершеннолетних на платформах, поощряя их за
увеличение времени пребывания. Ярким примером сервиса, который использует
различные технологии для удержания, является, например, TikTok.
К сожалению, ожидать, что ситуация
поменяется, и иностранные ИТ-гиганты сделают выбор в пользу безопасности наших
детей, а не в пользу своего кошелька, не приходится. Вся надежда только на
российские продукты, которые, впрочем, в Лиге безопасного интернета обещают
тщательно протестировать, прежде чем пускать туда наших детей.
* компания-владелец Meta признана
экстремистской организацией. |