В
начале встречи с редакторами районных СМИ уполномоченный по правам человека в
Кировской области В.В. Климов пожелал нам «побольше прав, чем обязанностей» и
сообщил, что принял присягу в январе 2010 года.
Значит, службе, защищающей права человека в нашей области, исполнился год. Есть
субъекты РФ, где такая служба старше нашей по возрасту. Например, в
Екатеринбурге она существует 14 лет. По счету Владимир Владимирович стал
пятьдесят первым уполномоченным в России. Его работа распространяется на
областные органы власти и на муниципалитеты, а также на должностных лиц любых
организаций независимо от формы собственности.
Любой гражданин, если считает, что
его права нарушены, может написать уполномоченному жалобу. Но: эта жалоба должна
быть на действия органов власти, он должен ее обжаловать в административном либо
в судебном порядке и только после этого обращаться к уполномоченному. Таков
порядок по законодательству. Но, как отметил В.В. Климов, «в прошедшем году мы
брали все жалобы, потому что не поднимается рука отказывать людям».
В аппарате уполномоченного 8 человек,
в том числе уполномоченный по правам ребенка В.В. Шабардин. А в «поле», по
словам Владимира Владимировича, работают всего 4 человека. Это юристы, которые
непосредственно разбираются по жалобам. Работы так много, что, как сказал
В.В.Климов, «мы начинаем захлебываться». Принято более 1100 жалоб и заявлений.
- Мы, устанавливая факт нарушения,
разбираемся по существу с жалобой сами, - назвал отличие своей службы от других
уполномоченный, - проводим проверки. У нас есть жалобы, которые тянутся по
полгода. Не хочется превращаться в очередной орган, который штампует жалобы,
подходит формально и дает отписки. Хочется помогать людям.
Уполномоченный по правам человека –
это такой государственный орган, который занимается государственной защитой прав
гражданина и человека. В этом его основное отличие, скажем, от адвоката.
Уполномоченный защищает права человека, не ущемляя прав другого человека. И хотя
он должен принимать только жалобы на органы власти, 27 жалоб принято от
родителей, которые обижены своими детьми. Рука не поднимается отказывать
бабушкам (а обращаются обычно они), заметил В.В. Климов. В основном тема одна –
захват детьми жилья родителей.
- У бабушки кроме пенсии больше нет
ничего, и я сказал: вот эти случаи мы берем и помогаем, - подчеркнул
уполномоченный.
Если взять статистику, то примерно
четверть жалоб – нарушения жилищных прав граждан и жалобы на
жилищно-коммунальные услуги. 10 процентов – жалобы осужденных, обвиняемых и
подозреваемых. Также жалобы на действия правоохранительных органов и приговоры
судов. Что касается последнего, можно заявлять: это не наше, но аппарат
уполномоченного старается помогать, особенно пожилым и малоимущим. Больше 10
процентов – нарушения прав детей. Также более 10 процентов –
социально-экономические права, включая трудовые, права инвалидов, медицинское
обеспечение. Плюс права призывников, военнослужащих. И всё так или иначе связано
с деньгами. Например, обеспечение жильем детей -сирот или оставшихся без
попечения родителей.
Владимир Владимирович привел
конкретные примеры деятельности аппарата уполномоченного.
Кроме рассмотрения жалоб и заявлений,
что является основным, уполномоченный должен заниматься законотворчеством. Еще
один аспект деятельности – правовое просвещение населения. Опыт показывает, что
люди свои права знают очень плохо. Чтобы это в какой-то мере исправить, аппарат
уполномоченного уже начал выпускать методическую литературу. Например, брошюра
под названием «Комендантский час» - и для детей, и для родителей. Или «Твои
права в школе» - для учащихся. Готовится памятка «Твои права в семье». Будут
методички по правам гражданина в сфере здравоохранения, ЖКХ, справочник для
освобождающихся из мест заключения, большой справочник для призывников и т.д.
Уполномоченный по правам человека
начал практиковать приемы граждан в районах области.
Ирина ПОЛУШИНА. |