Приветствуем Вас, Гость Сегодня: Суббота, 04.05.2024

 

Последние новости:

Газета Лебяжского района Кировской области «Знамя Октября»

  

  

Главная » 2011 » Май » 6 » Этот сорок четвертый...
14:32
Этот сорок четвертый...

Меня очень волнует тема детей военной поры. Может, потому что я хорошо запомнила рассказы родителей о том, как им жилось в те годы. Мне давно хотелось поделиться с читателями районной газеты своими мыслями и рассказать всё то, что мне рассказывали мои родители, которых многие односельчане ещё помнят. Итак, обо всём по порядку.

Памяти моих

родителей

Анатолия Ивановича

и Анны Михайловны

Вяткиных

"Устало его сердечко..."

Мой отец, Анатолий Иванович Вяткин, родился 28 сентября 1939 года в деревне Кулеши. Его отец погиб на войне. Впрочем, у него была другая семья, и моего папу воспитывала старенькая бабушка Харитинья Андреевна. А мать, Анна Дмитриевна Блинова, по две зимы 40 и 41 годов отбывала принудительные работы по ч. 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Да-да, был такой указ. Не повезло ей в 1944-м году: опоздала на разнарядку на 15 минут, а до этого – на 5 минут, и её судили. Седьмого января 1944-го, в самое Рождество, отправили в тюрьму № 3 г. Уржума на четыре месяца. По воспоминаниям жительницы села Окунева Сани (Александры Окуневой): «Нюру увезли на лошадке, а мальчик (мой папа – Авт.) остался в конторе у печи, завязанный большим платком. Куда он потом делся, я не знаю.

Директором совхоза в те годы был приезжий Павлушин. Совхоз был от завода «Искож» (г. Киров). Рабочие выращивали овощи и увозили в город. Работали от зари до зари. Вставали рано, по гудку, и шли на работу. С четырёх до пяти утра была разнарядка». Саня работала на разных работах, куда пошлют. Было ей в 1944-м году 14 лет, а моему папе 4 года.

Я с детства запомнила эту историю, отец часто её рассказывал. Рассказывал и о том, сколько выпало на его детские плечи испытаний. Маленьким он жил у тётки Даши в деревне Липовцево. У тётки было своих шестеро детей, а муж Иван Максимович Липовцев погиб на войне. На папу давали паёк, но хлеба он не видел, все дети в большой семье хотели есть. Продала Дарья у сестры всё лучшее из сундуков, чтобы дети не умерли с голоду. Хлебнули горя все Дарьины дети. Когда она умерла в войну от тифа, Борису, младшему, было всего полтора годика. Всех их отдали в детский дом с. Вотского, а потом жизнь раскидала кого куда. Сестра Нюра умерла молодой, от детдома её послали работать в Москву. Её брат Толик был с детства больным, в детдоме он и умер.

О Даше и её детях мне рассказывала Августа Ожегова, которая в войну работала в колхозе и жила в деревне Спирёнки. Она видела, как папа всё сидел у окошечка. Нелегка была жизнь и самой Августы. Слушала я её воспоминания и представляла жизнь моего папы и других детей той поры. Все они жили впроголодь, с раннего детства работали. Трудно папе жилось у родни, а каково было его матери с больным сердцем, только она и знала. Главное, что из тюрьмы Анна вернулась, и папа её дождался. Но жизнь дальнейшая была ничуть не легче. Матери-одиночке в годы войны, когда не стало бабушки, досталось с лихвой.

С окончанием войны жизнь стала потихоньку налаживаться. Папа ходил в детский сад, потом – в начальную школу. Любил бегать на конный двор. Каждое лето подростком пастушил частный скот. На первые заработанные деньги купил велосипед и часы. Кстати, велосипед у меня хранится до сих пор, как память о папе. «На личную машину и особняк я не заработал, хотя всю жизнь честно трудился в совхозе», - говорил мой отец.

Записался папа с моей мамой против бабушкиной воли. Если бы он не женился, то его бы не взяли в армию из-за бабушкиной болезни. А в те годы для парня не служить в армии считалось позором. Бабушка Анна болела водянкой живота. Откачивать жидкость возили на лошади в Лебяжскую больницу. Она умерла в ноябре 1964 года, когда папа служил в армии, а моей старшей сестре Вале было три годика.

Служил папа на острове Сахалин. Удивлялся, когда слышал позже о дедовщине в современной армии. В их годы подобного не было. Свои армейские годы он вспоминал с удовольствием. Уважал своего командира и жалел, когда тот разбился на самолёте, когда на Новый год полетел к жене и дочкам. Папу уговаривали остаться в армии, но он сказал на это: «На картошку, да домой».

После трёх лет службы в армии он окончил ускоренные курсы Стародубской школы рабочей молодёжи, затем – курсы Нолинской автошколы. Всю жизнь мой папа проработал шофёром. Я была «папиной» дочкой: всегда рядом с ним, всегда старалась помочь.

Папа любил читать, смотреть кинофильмы. Он много знал, с ним можно было поговорить обо всём на свете. Был строгим, но очень любил маленьких детей. С нетерпением каждое лето ждал приезда своего правнука. «Вот приедет Санька, угощу его карпом», - мечтательно говорил он каждый раз. Рыбалка была его страстью. Он вырос у реки и рыбачил с детства и до последнего дня своей жизни. Умер папа на реке летом 2004 года от сердечной недостаточности. Устало его сердечко, так много испытавшее с малолетства. Мама горевала, что он мало пожил, всего 64 года.

«Не помню, чтобы

мама сидела

без дела»

Моя мама, Анна Михайловна, была очень доброй, в дедушку Мишу, своего отца. Родилась она 5 августа 1937 года в д. Золотавино. В семье была первенцем. Затем родились Валентина и Николай. Дед Михаил хромал с детства, поэтому на войну его не взяли. Всю жизнь он сторожил на ферме, работал конюхом. Умел многое: литовки отбивать, лапти и корзины плести, даже носки умел вязать. Мама от него и научилась вязать носки.

Караулил дедушка Миша зерно на поле, а зерно украли. Посадили дедушку в тюрьму. Сколько он просидел, мама не помнила. Хорошо запомнила другое: как привезли из больницы её маму, где она умерла от испанки. Было это 29 декабря 1944 года. Бабушка Варвара, мать дедушки Миши, плакала без слёз. Старушки сказали: «Скоро она умрёт». Так и вышло, умерла она в последний день 1944-го. Так их вместе и похоронили.

Трое детей остались с дедом Михаилом Петровичем, который всё везде делал сам. Лишь корову доить приходила сноха Агаша, жена погибшего на войне сына Григория. Агаша была светом в окошке, старалась накормить повкуснее, пекла хлеб. Маленького Колю научила петь частушку: «С неба звёздочка упала, на мосту растаяла. Рано, рано меня мама сиротой оставила». После войны дедушку Мишу женили на пришлой, не деревенской. Мама вспоминала: «Пришла я из школы, а дома уже мачеха хозяйничает. А кто раньше детей спрашивал? Не любила она нас, ругала на чём свет стоит. Больше любила кошек, которых в доме и ограде жило по 8, а то и по 12 штук. Была неграмотной, вместо подписи ставила крестик. Жили впроголодь, ели кисленку, клевер и другую траву».

Мама закончила 4 класса Михеевской начальной школы. Рассказывала один случай. Как-то весной в каникулы, в самый разлив, решили они с подругой Ниной показать младшей сестре Вале школу. Когда переходили реку, Валя упала и чуть не утонула. Дома им, конечно, попало. Отец ни разу не защитил детей, боясь прогневать хозяйку. Мама была старшей из детей, поэтому ей доставалось больше других. Она и на ключ ходила картошку мыть, и на крахмал её тёрла, и молоко носила сдавать на налоги. Жила в няньках и в Лебяжье, и в Окуневе.

Добрым словом мама всегда вспоминала свою крёстную Лизу, которую она почитала за мать и помогала ей всю жизнь. Лизу выдали замуж в тридцать лет за вдовца на пятерых детей, потом Лиза ещё своих пятерых родила. Мамина крёстная была очень трудолюбивой, мы все её любили, как и дедушку Мишу.

Бывая во время каникул у дедушки в гостях, я ни на шаг не отходила от него. Любила смотреть, как он пил кипяток из блюдечка. Пот бежит по лбу, он вытирает его, смеётся и пьёт. Мне кажется, он всегда улыбался. Не знаю, умел ли он кричать и ругаться, я никогда не слышала. Читал мне книжки, рассказывал про русалок. Всё жалел мою маму.

Мама моя работала няней в Окуневском детском саду, поваром, прачкой. В январе 1992 года вышла на пенсию по инвалидности. Не помню, чтобы мама сидела без дела. Она то шила, то вязала, то вышивала. Любила бегать в лес по грибы и ягоды. Я удивляюсь, как это она всё успевала. Была терпеливой, сердобольной, всех жалела. Когда мама ослепла, всё плакала, не понимая, за что её так наказал Бог. Перестала радоваться жизни и плохо ела. С нетерпением ждала, когда я ей почитаю рассказы Л.Ф. Якимовой о деревне. Умерла мама в 72 года в июне 2010 года.

Сейчас, вспоминая своих рано умерших родителей, я грущу. Жизнь их была тяжёлой, они нисколько не отдохнули от работы и от заботы за нас. Хочу, чтоб прочитав мои воспоминания о родителях – простых рабочих людях, каких много в нашем районе, о них бы вспомнили все, кто их знал. Они это заслужили своей честной жизнью и трудом.

Не надо стесняться радовать своих близких, ведь жизнь так быстротечна.

 

Елена ВЯТКИНА,

п. Окунево.

Фото из семейного архива.

 

Просмотров: 696 | Добавил: Люба_Кобылянская | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вход

Поиск

Поиск


//znamya.ucoz.ru/Foto-operator-2/08-2023/baner_dostizhenija.jpg
 

Гл. редактор

Адрес редакции:

Телефоны:

Г.В. Вараксина.

613500, пгт Лебяжье Кировской области,
ул. Комсомольская, 5, каб. 217, каб. 223, каб. 224.

www.znamya.ucoz.ru

E-Mail - Pressleb@rambler.ru

Гл. редактор - 2-05-51
Менеджер по рекламе (тел./факс) - 2-01-77
Корреспонденты - 2-05-42
Компьютерный набор, вёрстка - 2-01-77

Copyright Редакция газеты «Знамя Октября»© 2010-2024 | Хостинг от uCoz

Web-дизайн: Alex Spacon, Alex_Spacon@pochta.ru