В
честь 80-летия «Знамени Октября» мы открываем новую рубрику «По страницам
газеты». В ней мы будем вспоминать интересные материалы из старых выпусков «знамёнки»,
оценивать их с позиции современности, встречаться с героями публикаций прошлых
лет. Искренне надеемся, что это новшество вам понравится.
Перелистывая подшивку 1980 года, обратили внимание на статью Галины Мартышевой
«Орлята учатся…».
Несколько десятилетий назад ребята с
удовольствием принимали участие в военно-спортивных играх «Зарница» и «Орлёнок».
С неподдельной радостью и азартом целый год готовились к этому событию: шили
костюмы и санитарные сумки, учились «семафорить» с помощью флажков,
тренировались в беге и силовой подготовке. И не зря, ведь победить в такой игре
было нелегко – для этого требовалось проявить упорство, мужество и стремление к
достижению цели. Ребятам приходилось ставить палатки, разводить костёр и
кипятить литр воды на скорость, ориентироваться на местности, бегать кросс и
эстафеты, соревноваться в медико-санитарной подготовке. А вечером их ждали новые
знакомства, лагерные песни и танцы у костра – веселились от души! Да,
насыщенными были те два дня, что «орлята» проводили на игре.
Об этом интересном военно-спортивном
мероприятии вспоминает педагог туристско-краеведческого объединения «Олимп» Дома
детского творчества Владимир Леонидович Мамаев:
- Раньше были две игры – «Зарница»
для пионеров и «Орлёнок» для комсомольцев. Занимался организацией этих игр
комсомол. В Центральном комитете комсомола был главный штаб, в области –
соответственно, областной, а далее шли районный и школьный уровни. «Орлёнок»
проводился раз в два года, также как и «Зарница». Эти военно-спортивные игры
представляли собой имитацию боевых действий, являясь частью системы начальной
военной подготовки школьников.
Была разработана целая система
военно-патриотического воспитания. Ребята круглый год занимались в стрелковых и
спортивных секциях и кружках, готовились к финальной игре, во время которой
демонстрировали своеобразный итог проводимого в системе патриотического
воспитания молодёжи.
Увы, игры «Зарница» и «Орлёнок» - это
уже часть истории. Хорошо помню последнюю игру «Орлёнок», проходившую в мае 1987
года в с. Ветошкино. Тогда я работал вторым секретарём райкома комсомола,
являясь по должностным обязанностям начальником районного штаба
военно-спортивной игры «Орлёнок». Участвовали пять команд юнармейцев: из
Лебяжья, Ветошкина, Лажа, Индыгойки и Окунева. Торжественное открытие состоялось
на площади у памятника, где командующий игрой районный военный комиссар Леонид
Павлович Никитинский принимал рапорты командиров команд. Со словами приветствия
выступали заведующая районным отделом народного образования Нина Григорьевна
Шестакова и ветеран войны и труда Ольга Кузьминична Лучинина. Затем был строевой
смотр, во время которого юнармейцы должны были показать себя дружным и
сплочённым коллективом, совершая все движения в одинаковом темпе и не ошибаясь,
чтобы не подвести остальных. Жили ребята в палатках, вечером у костра проводился
конкурс патриотической песни. На следующий день ребята соревновались в стрельбе
из малокалиберной винтовки и в кроссе по пересечённой местности. В ходе
финальной игры оценивались боевые листки и альбомы с рисунками и фотографиями за
весь прошедший военно-спортивный год. По итогам последнего «Орлёнка» победу
одержали ветошкинские юнармейцы.
Самому мне довелось не только
проводить, но и участвовать в «Зарнице», проходившей в мае 1977 года под д.
Лоптино. Многое осталось в памяти до сих пор. Как и положено юнармейцам, мы жили
в палатках. Могли ли мы ожидать, что в майский день пойдёт снег?! А он выпал.
Ночь тогда была очень холодная, родители привезли нам тёплую одежду. Запомнился
вечер у костра. Мы с Сергеем Верещагиным, лучшим командиром, исполняли песню
«Малая Земля». Я играл на баяне, а Сергей пел. Поскольку микрофона не было, петь
нам пришлось в переносной громкоговоритель. На той же игре мы соревновались в
знании семафорной азбуки. На значительном расстоянии друг от друга нужно было
передать слово, показав его флажками. Моим одноклассницам досталось, казалось
бы, простое слово «орлёнок». А поскольку буквы «е» и «ё» обозначались в азбуке
одинаково, Света Панкова никак не могла понять, что такое «орленок»…
Игры «Зарница» и «Орлёнок» - это, на
мой взгляд, коллективное действие. Каждый должен выполнить всё так, чтобы не
подвести команду. Если идёт строй, а один шагает не в ногу или поворачивает
налево, а не на право – всё, это уже плохо. Вспоминается фраза из известного
фильма: «Отдельную веточку сломать легко, а вот веник попробуй сломай». В этом и
есть принцип военно-спортивных игр - один за всех и все за одного.
Как ни странно, заглянув в Интернет,
обнаружил, что игры «Зарница» и «Орлёнок» до сих пор проводятся во многих
областях. В Чувашии это делается даже на уровне Президента Республики. А почему
у нас этого нет?!
Поговорив с Владимиром Леонидовичем,
подумалось: несомненно, игры «Зарница» и «Орлёнок» нужно возродить. Они
воспитывает чувство патриотизма в сердцах ребят, учат их быть ловкими и
сильными, устраивают хороший экзамен на дружбу и взаимовыручку, развивают умение
быстро и чётко действовать в сложной ситуации. Именно таких конкурсов, где бы
ребята могли выразить себя, не хватает в нашем районе.
Полностью согласна с мнением, недавно
высказанным на страницах газеты Виктором Николаевичем Кузнецовым:
- На фоне других мы выглядим не то
чтобы бледно, а просто никак. Везде есть военно-патриотические клубы,
оборонно-спортивные объединения, которыми занимаются заинтересованные люди. На
военно-патриотическое воспитание выделяются деньги. У многих парней других
районов имеются взрослые спортивные разряды по нескольким видам спорта, сильная
стрелковая и рукопашная подготовка, за спиной – несколько прыжков с парашютом. А
чем хуже наши ребята?!
Желание заниматься спортом,
военно-спортивной или военно-патриотической подготовкой у парней есть. Вопрос
состоит в том, чтобы помочь им, дать возможность свободное от учёбы время
проводить в поиске контрольного пункта или веток для костра, соревноваться в
беге на короткие дистанции или учиться санитарному делу. Желание есть – а
возможность?!
Анастасия
ОВЕЧКИНА.
|