Раздумываю долго, мучительно: с чего начать свое повествование о малой Родине,
вятской деревеньке с грустным названием Полом. В названии слышится все: и
деревянная, и дальняя, и разрушенная. И не просто разрушенная - она исчезла
совсем. Вместо крестьянских подворий остались лишь тополя и осины, черемухи и
рябины, буйные заросли сирени, бугры и ямы от колодцев, погребов, подполий.
Меняются
времена года. Преданная людьми земля продолжает жить своей сиротливой жизнью:
засыпает на зиму, укрывшись глубоким снегом. Лес, как и прежде, по ночам
оглашает криком филин. Луна красит снег в голубоватые оттенки. По весне темнеет
лес, плачет кукушка и стучит дятел. Летят высоко в небе стаи гусей, ровные
цепочки журавлей, оглашая криком своим обезлюдевшее место. Совсем низко от земли
несутся стайки скворцов, парами отрываются на деревья в надежде найти место для
гнездовья. В тревоге мечутся по деревьям в поисках скворешен: пропоют,
просвистят песни, что разучили на чужбине и летят туда, откуда веет запахом
человеческого жилья.
Тает на полях последний снег,
звонкоголосые ручьи поют прощальные песни, шумит речка, наполняясь талой водой
из леса и оврагов. Живительный сок земли будит сонные почки, разворачивает
зелень листьев, бутоны цветов. И осиротевшая природа наполняется звуками, эхом,
рождаемым ветром о некогда бурной жизни деревушки. То затихающее, то
накатывающее эхо былого, щемящего душу и сердце шума, говора односельчан, крика
и плача детей, пения утренних петухов и хлопанья кнута пастуха, гонящего стадо.
Пиликания гармошки в вечерней тишине, скликающей на круг парней и девчат.
А ведь было сорок деревянных
рубленных из бревен домишек в три окна на юг. Впрочем, не совсем так: был один
дом из красного кирпича, в котором по деревенским слухам жил знахарь Степан, дом
в четыре окна старовера, и по два окна - деревенских вдов.
Окна домов ориентированы строго на
юг, весело взирают на речные заросли, лес, поле. Ряд банек в конце огородов,
повторяющих шеренгу домов. От бань, чуть заметные в густой траве, тропинки к
ручью. На берегу ручья у каждой хозяйки свое место: две жердочки, перекинутые
через омуточек с одной, двумя досочками поперек. Удобно брать воду, полоскать
белье, в жаркое время освежиться. Омуточек кишит огольцами, верхоплавкой,
жучками, водяными блохами, личинками стрекоз. Всегда щедр: выдаст ведро воды,
всколыхнет до самого дна, взбудоражит, потом засеребрится поверхность и вновь
готов дать очередную порцию.
Нехитро подворье поломского мужика:
дом в шестнадцать-семнадцать венцов, покрытый тесовыми досками в полтора или два
слоя, остальные постройки - соломой: сени, клеть, хлевы, навес, колодец, погреб,
ворота с двумя створами и рядом с ними калитка, где нехитрая защелка поднимается
веревочкой. Амбары на противоположной стороне улицы. В случае пожара семья
переселялась в баню, а амбар хранил все, что успели вынести и сохранить от
страшной стихии.
Безжалостное время не спеша
отсчитывало годы и десятилетия. В дремучем лесу охотничью землянку моего
пращура, сооруженную в сороковых годах девятнадцатого века, заменила курная
изба. Трое его сыновей, женившись по очереди, построили добротные дома по
северной стороне ручья. К их домам справа и слева пристраивались их взрослые
дети и пришлые, гонимые судьбою люди с берега реки Вятки.
Жители деревеньки по христиански,
соблюдали церковные обычаи: крестились, венчались, старились и умирали - о чем
добросовестно заносили в церковные книги приходские дъячки. Отправляли рекрутов
служить царю и отечеству, встречали героев Японской и гражданской войн.
Восторженно встретили сельчане Великую Октябрьскую социалистическую революцию:
освободила половину деревенских жителей от пут кулака. Поделили землю,
огородились межами. Появилась несложная техника: коннные молотилки, веялки,
сеялки, жатки, сенокосилки, применение которых привело к появлению товарищества
по совместной обработке земли. Народ потянулся к грамоте - был образован ликбез.
Все пережила деревушка: Т03ы,
колхозы, ликбезы. Выстояла в военное лихолетье 41-45 годов фашистского
нашествия. Укрупнение колхозов нанесло первый удар. Последующие укрупнения и
разукрупнения вконец добили и занесли Полом в список неперспективных. К концу
шестидесятых испустила дух моя деревенька. Короток оказался ее век - сто
двадцать с набольшим земных лет.
...По ровному полотну асфальтовой
автострады, что безрадостно резанула по некогда жившей деревне, проносится
автотранспорт. Бывает, (большей частью в летнюю пору), задержит свой бег
автобус, выйдет из него одинокий пассажир, побродит вдоль бугров, ям и деревьев.
Присядет, где по приметам было его гнездовье, наплачется вволю и уедет все тем
же автобусом обратным рейсом в сторону Уржума или Лебяжья. К своему новому
гнездовью -пристанищу мятежной души. Для его детей, родившихся на чужбине, нет
Полома, моей деревянной деревеньки. Полома, доживающего нынче лишь в памяти
людской.
Пройдет и это через десятилетие, два
- со мной и моим отживающим поколением.
Дмитрий ПАТРУШЕВ,
член союза
журналистов России.
|