В
жизни каждого мужчины автомобиль играет едва ли не самую важную роль. Вспомните,
только-только мальчуган научился ходить, а он уже в окружении различных машинок.
И взяв впервые в руки игрушечный автомобиль, они уже – неразлучные друзья. Потом
автомобиль для кого-то становится не то что увлечением, а необходимостью: ведь
современная жизнь такова, что без машины – никуда. А для кого-то – профессией,
работой, которая не только приносит доход, но и удовлетворение. Как, к примеру,
получилось у А. М. Целищева.
- Да сколько себя помню, я всё время
возился с техникой, - рассказывает Александр Михайлович. – Интересно было с
детства, ведь у отца был трактор, он ремонтирует и я рядом с ним. Потом брат
двоюродный научил ездить на машине, когда я ещё подростком был. После 8-го и
9-го классов летом – штурвальным, в школе же получил права тракториста. Так что
общение с техникой мне легко давалось, как-то всё получалось.
Несмотря на то, что душа тянулась к
технике, после окончания школы Александр поступил в институт. Но, проучившись
некоторое время, забрал документы и пошёл учиться в Советскую школу ДОСААФ,
которая в то время готовила профессиональных водителей категории «В» и «С».
Работать шофёром в те времена было престижно. И в армии полученные права
водителя пригодились. А после армии устроился на работу в Лебяжскую автоколонну.
Рассказывая об этом периоде своей трудовой биографии, Александр Михайлович
добрым словом вспоминает старших коллег, наставников, которые и учили всем
премудростям шофёрской профессии: В.А. Кокорева, В. А. Ванеева, Н. А.
Колесникова.
В то время несколько раз Александр
Михайлович стоял перед выбором: продолжить работу шофёром или заняться
кабинетной деятельностью. Уходил из автоколонны, работал в райкоме комсомола,
потом снова приходил и снова уходил. В тот период даже закончил Пермскую
зональную школу комсомола. И всё же любовь к машине, к технике была выше. Сделав
свой выбор в пользу автомобиля, он уже 30 лет колесит по дорогам страны. После
автоколонны работал в мелиорации, потом в ДРСУ. А когда настали 90-е, и надо
было как-то выживать, решил работать только на себя. Он не любит слово
«дальнобойщик», считает, что правильнее называть «водитель междугородных
рейсов», хотя говорит, что лучше называть, как прежде, – просто шофёр.
В его шофёрской жизни было много
разных случаев. Но, как говорит Александр Михайлович, самыми опасными были рейсы
в девяностые годы.
- Тогда страна разваливалась,
зарплаты не выдавали… Ни одного спокойного рейса, - вспоминает Александр
Михайлович. – Сейчас уже спокойнее. В определённое время созваниваемся с
супругой. Конечно, в дороге всякое случается. Вот, к примеру, в прошлом году в
Ульяновской области один в поле стоял, снегом занесло: не мог пробиться.
Позвонил в МЧС. Лишь наутро пришли вездеходы. И поломки случаются, хотя берёшь
определённые запчасти, но всего ведь не предусмотришь. Лишь опыт и взаимовыручка
на дороге и спасают. А ещё, когда просто засыпаешь за рулём, здорово семечки
выручают. С ними и курить меньше хочется, - рассказывает мужчина.
После дальних рейсов любит Александр
Михайлович, особенно зимой, посидеть на реке с удочкой: отдохнуть от шума,
насладиться красотой вятской природы.
Нет у Александра Михайловича и
предубеждения к женщине за рулём. И когда супруга, Елена Ивановна, решила
получить права, противиться не стал. С техникой на «ты» и сын Андрей: ловко
управляет мотоциклом, автомобилем, сам без помощи отца и ремонтирует. Хотя
Александр Михайлович против, чтобы сын стал профессиональным водителем: «хватит
в семье одного».
По словам Александра Михайловича,
профессия водителя в наше время вновь становится востребованной. Сейчас сложно
найти опытного шофёра. Конечно, молодых привлекает романтика дальних дорог, но
прежде, по словам Александра Михайловича, нужно поработать на различных машинах,
поездить по районам. И когда появится опыт и уверенность, совершать дальние
поездки.
Свой профессиональный праздник
Александр Михайлович вновь встретит в дороге. Хочется пожелать ему спокойных и
удачных рейсов, ровных дорог и, как говорят сами шофёры: «Ни гвоздя, ни жезла!».
Наталия ЛАПТЕВА.
Фото автора. |