Встречаясь
в очередной раз с редакторами районных газет, уполномоченный по правам человека
в Кировской области Владимир Владимирович Климов подвел некоторые итоги своей
работы. Он напомнил о том, что данный государственно-правовой институт в
Российской Федерации существует более десяти лет, в нашей области – второй год.
До появления уполномоченного в нашем регионе работала комиссия по правам
человека при губернаторе области, которая и осуществляла подобные функции.
-
Присягу я принимал 29 января 2010 года, а штат сформировался ближе к середине
года, – сказал В.В. Климов. – Прошёл определённый период времени, появился опыт,
можно подвести некоторые итоги. Институт уполномоченного создан как
дополнительная государственная гарантия для граждан. Мы никого не заменяем, мы
лишь дополняем существующую систему.
Жильё, ЖКХ,
здравоохранение –
самые больные вопросы
Анализируя поступившие за истекший
период текущего года жалобы и обращения граждан, Владимир Владимирович отметил,
что их количество в сравнении с прошлым годом увеличилось. В 2010 году их
поступило 1029, за неполные 10 месяцев 2011 года – уже 1639.
На что люди больше всего жалуются? В
прошлом году – на нарушение жилищных прав и прав в сфере обслуживания ЖКХ
(четвёртая часть всех жалоб). Многие обращались по вопросам защиты
подозреваемых, обвиняемых, осуждённых (12 проц.), прав несовершеннолетних.
Интересно то, что в 2,5 раза стало больше обращений от осуждённых, отбывающих
наказание на территории области. Если в прошлом году их было 125, то в этом –
уже 317. Также в 2,5 раза увеличилось количество жалоб на нарушение прав детей.
Много обращений по вопросам здравоохранения.
По мнению уполномоченного, заявленные
в модернизации здравоохранения цели пока что ни к чему хорошему не привели,
доступность медицинского обеспечения стала хуже. Вывод такой В.В. Климов сделал
после многочисленных встреч с людьми в районах области, где он побывал.
- А вот то, что жалоб на нарушения
прав несовершеннолетних стало больше, вовсе не значит, что стало больше
нарушений, – считает Владимир Владимирович. – Дело в том, что мы стали активнее
работать, институт уполномоченного по правам ребёнка стал более активен. О том,
что мы есть, узнали многие, к нам обращаются за защитой своих прав. Мы помогаем
людям, поэтому и стало больше обращений к нам.
Восстанавливаем
нарушенные права
Основная задача, которую ставит закон
перед уполномоченным, – восстановление нарушенных прав.
- Закон позволяет уполномоченному
проводить проверки, если гражданин обращается с жалобой на сотрудников
областной, муниципальной, местной власти, руководителей предприятий,
организаций. Мы разбираемся по жалобе гражданина, - разъяснил В.В. Климов. –
Если же человек жалуется на действия федеральных структур, то здесь
уполномоченный субъекта РФ, каковым я являюсь, не вправе проводить проверки.
Поскольку таких жалоб много и чтобы на них можно было реагировать, мы заключаем
соглашения с представителями федеральных структур и работаем во взаимодействии с
ними. Заключены соглашения с УВД, прокуратурой, УФМС, УФСИН, инспекцией по
труду, жилищной инспекцией, Роспотребнадзором, Росздравнадзором. Сделано это для
того, чтобы можно было объективнее и быстрее разбираться по жалобам и обращениям
граждан.
К людям относиться
по-человечески
Одна из основных задач, поставленных
при формировании аппарата уполномоченного по правам человека, – непосредственная
работа с людьми: проведение регулярных приёмов населения, выездные встречи на
территории муниципальных образований области.
- Приходится обращать внимание на то,
чтобы к людям относились по-человечески, - говорит В.В. Климов. – Иногда нужно
терпеливо выслушать человека. Если человек пришёл на приём, давайте дадим ему
выговориться. Иной раз и помогать-то не нужно, потому что в процессе разговора
выясняется, что нарушений прав не было. Человек разобрался в своём вопросе, ему
стало всё понятно и легко на душе. Да, не всегда и не всё можно сделать, но дать
человеку возможность быть услышанным, надо обязательно. Своими действиями
институт уполномоченного формирует положительный образ власти и государственных
органов. Мы стараемся этому неукоснительно следовать.
Для рассмотрения жалоб и обращений
граждан существует срок давности. С момента совершения действия, по поводу
которого гражданин обращается с жалобой, должно пройти не больше года. В
приёмной уполномоченного по правам человека В.В. Климова рассматривают все
обращения, которые к ним поступают. Даже те, срок давности по которым истёк.
«Обижать людей, особенно пожилых, нельзя», - считает уполномоченный.
Как не нарушать права
граждан?
Самая сложная задача, стоящая перед
аппаратом уполномоченного по правам человека, – проанализировать ситуацию,
почему происходит нарушение прав граждан.
- Мы обязаны давать рекомендации для
исполнительной и законодательной власти, как не допускать нарушений прав
граждан, - рассказывает В.В. Климов. – Первые рекомендации даны в докладе
уполномоченного о состоянии прав и свобод человека за 2010 год. Появились первые
результаты. К примеру, ведётся работа о пересмотре подходов к решению вопроса
обеспечения жильём детей-сирот. Важно выработать стратегию. Считаю, что чем
приобретать ветхое жильё, лучше строить новое. И не только для детей-сирот, но и
для врачей, учителей. В сентябре губернатор Н.Ю. Белых провёл рабочее совещание
с нашим участием, и наши предложения были услышаны. Сейчас создана рабочая
группа, которая изучает данный вопрос и готовит предложения.
Знать свои
обязанности и права,
уметь ими
пользоваться
Второй год правительством Кировской
области совместно с уполномоченным по правам человека с 1 по 30 ноября в нашей
области проводится месячник правового просвещения, цель которого - повысить
правовую культуру, гражданскую активность населения. Статистика обращений
граждан в различные организации подтверждает низкий уровень правовой грамотности
и осведомленности населения. Граждане должны знать не только свои обязанности,
но и права и уметь ими пользоваться.
- Одна из важнейших задач аппарата
уполномоченного – заниматься правовым просвещением населения, - рассказывает
В.В. Климов. – В этом году в области объявлен Год ребёнка, поэтому мы и сделали
основной упор на просвещение подрастающего поколения. На выделенные из
областного бюджета деньги напечатано около 200 тыс. экз. проспектов на
всевозможные темы. К примеру, в памятке «Что такое комендантский час?»
разъясняем закон и для детей, и для их родителей. Памятки через департамент
образования будут выдаваться школьникам, учащимся техникумов и училищ. Выпустили
мы «Справочник призывника», который выдаётся на призывных пунктах.
В рамках месячника пройдут различные
конкурсы для детей, педагогов. Совместно с областной организацией общества
инвалидов организован конкурс под названием «Жизнь инвалидов Кировской области
глазами самих инвалидов». Будут проводиться консультации населения, оказание
правовой помощи, участие в «прямых линиях» по вопросам защиты прав потребителей
в сфере ЖКХ и др. В школах и вузах пройдут лекции и круглые столы по правовому
воспитанию молодёжи. Уполномоченный по правам человека в Кировской области
проведёт личные приёмы с призывниками, военнослужащими, лицами, отбывающими
наказание, выездные приемы граждан в муниципальных образованиях Кировской
области.
Подробнее познакомиться с
деятельностью аппарата уполномоченного по правам человека в Кировской области
можно на официальном сайте. Кстати, там же можно прочитать все памятки,
выпущенные под рубрикой «Библиотека уполномоченного по правам человека».
Подготовила Людмила КАТКОВА. |