Водительский
состав организаций лажской стороны всегда отличался завидным трудолюбием. Кто
раньше всех уходит в рейс? Конечно, лажские водители, которых на дороге можно
было встретить в любое время суток. А их было довольно много: только в совхозе «Лажский»
ежедневно выходило в рейс более 30 автомашин различных марок. Этот коллектив
всегда отличался высокой дисциплинированностью.
Впервые в истории района в конце 70-х
годов прошлого столетия коллектив водителей совхоза «Лажский» выступил
инициатором социалистического соревнования «За безаварийную работу на
транспорте». А ведь это может позволить себе только сильный с моральной точки
зрения трудовой коллектив. Естественно, заслуга в этом инженерно-технических
работников, партийной, комсомольской и профсоюзной организаций. Мне же хочется
вспомнить добрым словом человека, который работал не только в колхозе (совхозе),
но и в отделениях «Сельхозтехника» и «Сельхозхимия».
Семён Иванович Мошкин, окончив школу,
поступил на курсы шоферов. Затем работал в колхозе «Правда», который в 1965 году
был реорганизован в три совхоза: «Лажский», «Маяк», «Кузнецовский». В дальнейшем
Семён Иванович трудился в созданных в Лажу отделениях «Сельхозтехника» и «Сельхозхимия».
Чем же он отличался от других водителей? Прежде всего, исключительным
трудолюбием. Его родные вспоминают, что Семёна Ивановича трудно было застать
дома, он постоянно был в пути. Маршруты пролегали за пределы не только области,
но и других регионов России. Был на Украине, а в 90-е годы больше месяца
находился на Северном Кавказе, где шли бои. В командировку тогда направили не
только его, но и других водителей. Как известно, в дальние рейсы всегда
направляют лучших водителей. Но все вскоре возвратились обратно, а Семён
Иванович оставался в «горячей точке» до конца командировки. Как рассказывает в
своих воспоминаниях жена Семёна Ивановича, его уже считали чуть ли не погибшим.
Вестей от мужа долгое время никаких не приходило, да и было невозможно что-либо
сообщить о себе из Чечни… Слава Богу, тогда всё обошлось.
По характеру общительный, лишённый,
как все простые труженики, дипломатических приёмов общения с начальством, Семён
Иванович мог высказать критические замечания прямо в глаза руководителю любого
ранга, за что те несколько обижались на него.
За свои трудовые достижения Семён
Иванович награждён правительственными и ведомственными наградами,
многочисленными почётными грамотами, ценными подарками и благодарностями.
На
моём жизненном пути встречалось очень много хороших людей. Но чем же всё-таки
запомнился С.И. Мошкин? Бывший участковый уполномоченный Лажского
административного участка А.Г. Скулкин вспоминает, как однажды С.И. Мошкин
принял нестандартное решение, какое вряд ли кто-то ещё в районе принимал. У
машины, которая была закреплена за Семёном Ивановичем, сломался двигатель.
Запасных частей в организации не было. А работать надо: разгар страды. Тогда
Семён Иванович снимает со сберкнижки свои личные сбережения, берёт документы,
едет на базу снабжения, покупает двигатель, привозит его и устанавливает на
машину, после чего включается в работу. Всё – в кратчайшие сроки! Вот так
поступил простой труженик, для которого общественные интересы всегда были выше
личных. Такое забыть невозможно.
После выхода на заслуженный отдых
Семён Иванович вместе с семьёй решил обосноваться в райцентре. Выстроил в
Лебяжье добротный дом, в котором сейчас проживают его родные. Он очень тяжело,
как и все труженики, переживал развал сельского хозяйства, гибель всего, что
создавалось многолетним тяжёлым трудом, как его, так и многих других людей.
Возможно, поэтому так рано ушёл из жизни этот великий труженик. Уверен, что
Семён Иванович оставил о себе добрую память в сердцах многих, кто трудился и жил
рядом с этим замечательным человеком.
Леонид ОНУЧИН.
Фото из семейного архива
и Людмилы КАТКОВОЙ. |